Учетная политика по налогу на прибыль

Учетная политика по налогу прибыль включает выбранные организацией способы налогового учета. В главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса определено достаточно большое количество многовариантных предписаний, основные из которых раскрыты ниже.

Статьями 271-273 Налогового кодекса определены два метода признания доходов и расходов при определении налогооблагаемой прибыли использовать два метода признания доходов и расходов:

  1. Метод начисления основан на допущении временной определенности фактов хозяйственной жизни и гласит что доходы и расходы признаются в том периоде, когда они реально имели место, не зависимо от поступлений или списаний денежных средств, связанных с этими доходами и расходами.
  2. Кассовый метод определяет дату получения доходов в день поступления денежных средств или другого имущества, а момент признания расходов связан с датой их фактического осуществления.

Какие-либо ограничения на применение метода начисления в Налоговом кодексе отсутствуют, для большинства налогоплательщиков именно этот метод является единственно возможным.

Для выбора кассового метода организация должна соответствовать условиям:

  • по виду деятельности организация не должна быть банком, кредитным потребительским кооперативом или микрофинансовой организаций;
  • по организационно-правовой форме налогоплательщик не должен быть участником простого товарищества или юридическим лицами, контролируемым иностранными компаниями;
  • размер выручки налогоплательщика не должен превышать 1 миллиона рублей в квартал.

Свой выбор метода определения выручки организации, удовлетворяющие всем перечисленным условиям, должны зафиксировать в учетной политике по налогу на прибыль. Использование кассового метода является выгодным для налогоплательщика, так как в данном случае в компании нейтрализован риск влияния неоплаты дебиторской задолженности при исчислении налога на прибыль. Если в течение периода применения кассового метода произошло превышение предельного лимита выручки, компания должна перейти на метод начисления с начала налогового периода.

При использовании метода начисления существует нюанс, требующий разработки методики самой организацией. При получении доходов, относящихся к нескольким налоговым периодам, а также, если отсутствует четкая связь между доходами и расходами, распределение доходов осуществляется по методике, разработанной самой организацией и закрепленной в учетной политике. Разработка такой методики осуществляется на основе принципа равномерности признания доходов и расходов.

В статье 264.1 Налогового кодекса указаны особенности признания расходов при приобретении земельных участков. При этом организация имеет право включать такие расходы в состав прочих расходов при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Способы включения в прочие расходы, предусмотренные в Налоговом кодексе:

  • Равномерное включение в состав прочих расходов в течение срока, не превышающего 5 лет. Конкретный срок определяется организацией самостоятельно.
  • Могут полностью быть списаны в состав прочих расходов данного налогового периода, но сумма списываемых расходов не должна превышать 30% исчисленной в прошлом налоговом периоде базы. Аналогичный способ распространяется и на последующие периоды до полного списания этих расходов.

Выбор метода признания расходов на приобретение земельного участка организация определяет в учетной политике, указывая:

  • срок списания расходов,
  • вариант их списания.

Статьей 325 Налогового кодекса определен порядок списания расходов на лицензии, подтверждающие право пользования недрами.

В законодательстве предусмотрены 2 способа налогового учета расходов, формирующих стоимость лицензионных соглашений:

  • расходы учитываются в составе нематериальных активов;
  • расходы учитываются в составе прочих расходов (со списанием их в течение 2-х лет).

Выбор одного из указанных положений должен быть отражен в учетной политике, если у налогоплательщика есть соответствующие расходы.

Налоговый кодекс регулирует отнесение конкретных видов доходов к одной из групп:

  • доходы от реализации;
  • внереализационные доходы.

Аналогичное положение и по расходам:

  • расходы, связанные с производством и реализацией;
  • внереализационные расходы.

Отдельные виды доходов и связанные с ними расходы могут относиться как первым, так и ко вторым группам.

К таким доходами и расходам, например, относятся:

  • доходы и расходы от сдачи в аренду имущества организации;
  • доходы и расходы от предоставления во временное пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Основным критерием для признания таких доходов и расходов в качестве реализационных является систематичность и регулярность получения доходов и осуществления связанных с ними расходов.

В учетной политике отражается отнесение таких расходов к конкретной классификационной группе.

Выбор способа отнесения таких доходов и расходов влияет на величину выручки от реализации, от которой рассчитываются нормируемые расходы (например, на рекламу, отдельные виды резервов).

В учетной политике для исчисления налога на прибыль необходимо отразить метод налогового учета расходов, относящихся к разным видам деятельности.

С этой целью в учетной политике определяется:

  • перечень таких расходов;
  • методика определения доли их списания (пропорционально полученному доходу);
  • периодичность осуществления расчетов (допустимые варианты – ежемесячно или ежеквартально).

В налоговом кодексе прописана обязанность выделения прямых и косвенных затрат при определении расходов:

К прямым затратам относятся:

  • прямые материальные затраты, непосредственно связанные с производством или реализацией продукции (работ, услуг);
  • оплата труда работников, занятых в производстве, включая суммы начисленных страховых взносов от их оплаты труда;
  • амортизация используемых в производстве основных средств.

Все остальные расходы относятся к косвенным (за исключением той части расходов, которые учитываются в составе внереализационных расходов).

Перечень прямых расходов разрабатывается организацией самостоятельно, номенклатура таких расходов фиксируется в учетной политике для налоговых целей. Отнесение тех или иных расходов в состав прямых или косвенных существенным образом влияет на определение налоговой базы, так как прямые расходы имеют четкую привязку к получаемым доходам от реализации конкретных видов продукции, работ или услуг.

В случае изменения спроса по отдельным направлениям деятельности, прямые затраты по ним не будут учитываться при определении налогооблагаемой базы.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль важное значение имеют методы учетной политики при расчете амортизируемого имущества, многовариантными из которых являются:

  • срок полезного использования;
  • выбор методов начисления амортизации;
  • используемые при амортизации коэффициенты;
  • использование амортизационной премии;
  • признание расходов на ремонт основных средств.

Определение срока полезного использования в соответствии со ст. 258 Налогового кодекса осуществляется компанией самостоятельно с учетом принятой Классификации основных средств в момент ввода объекта в эксплуатацию.

Амортизация по амортизируемым видам имущества может начисляться методами, указанными в статье 259 Налогового кодекса:

  • линейный метод;
  • нелинейный метод.

Линейный метод строго применяется по имуществу, входящему в 8-10 амортизационные группы (нематериальные активы, здания, передаточные устройства и др.). По остальным объектам амортизация может начисляться любым способом.

Использование нелинейного метода предполагает применение ускоренного отнесения стоимости объекта на расходы, учитываемые при определении налоговой базы, поэтому такой метод подходит для быстро устаревающих, прежде всего морально, объектов.

При применении нелинейного метода начисления амортизации используются коэффициенты, Налоговым кодексом предусмотрена возможность применения повышающих и понижающих коэффициентов.

Налогоплательщик имеет право применять коэффициент-ускоритель (не выше 2) при расчете амортизации:

  • основных средств, эксплуатируемых в условиях агрессивной среды или высокой интенсивности работы;
  • собственных основных средств сельскохозяйственных компаний промышленного типа (птицефабрик, животноводческих комплексов, зверосовхозов, тепличных комбинатов) и организаций, имеющих статус резидента особой экономической зоны и некоторых других видов деятельности;
  • основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности (определяемым по нормам законодательства).

Налогоплательщики имеют право применять ускоряющий коэффициент не выше 3 при расчете амортизации нелинейным способом в отношении:

  • арендованных основных средств по договору лизинга, относящихся к 1-3 амортизационным группам;
  • используемых исключительно в целях осуществления научно-технической деятельности.

Организации имеют право на применение льгот по амортизационной премии, включая в расходы налогового периода позиции, указанные в п.9 ст.258 Налогового кодекса.

Решение о применении амортизационной премии (льготы)

В соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 158-ФЗ) организации имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода следующие расходы на капитальные вложения.

В учетной политике, в связи с этим, необходимо отразить:

  • норматив амортизационной премии (до 10 % ее размера);
  • уточнение, по каким объектам и по каким расходам применяются амортизационные премии.

В налоговом кодексе определены варианты учета расходов на ремонт основных средств

В соответствии с положениями ст. 260 и 324 НК РФ организации могут использовать два варианта учета расходов на ремонт основных средств:

  • 1 вариант: включение затрат на ремонт в состав прочих расходов в периоде осуществления этих расходов;
  • 2 вариант: покрытие затрат на ремонт за счет резерва на ремонт основных средств.

При втором варианте создание резерва определяется правилами финансового учета, а расходы на списание затрат за счет резерва ограничены средней величиной фактических расходов на ремонт за последние 3 года.

В учетной политике по налогу на прибыль налогоплательщики раскрывают следующие положения по выбору методов учета расходов на ремонт основных средств:

  • выбор либо создавать и использовать в своей деятельности резерв расходов на ремонт основных средств, либо включать фактические расходы на ремонт в состав прочих расходов;
  • установленный процент отчислений на формирование резерва расходов на ремонт основных средств;
  • решение о создании резерва расходов на ремонт особо сложных основных средств или об отсутствии такого резерва;
  • установленный процент отчислений на формирование резерва расходов на ремонт особо сложных объектов основных средств.

В учетной политике подлежат определению следующие элементы метода налогового учета запасов:

  • методика оценки израсходованных на производство материалов;
  • методика формирования покупной стоимости товаров;
  • методика оценки, используемая при реализации покупных товаров.

Статьей 254 Налогового кодекса предусмотрено использование одного из следующих методов оценки используемых материалов:

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • ФИФО.

Выбор указанных методов по группам сырья и материалов закрепляется в корпоративной учетной политике.

В статье 320 Налогового кодекса указано, что организация имеет право включать расходы на доставку, хранение товаров и другие аналогичные расходы, связанные с приобретением товаров:

  • либо в себестоимость приобретенных товаров;
  • либо в состав издержек обращения.

Варианты методики оценки покупных товаров при их реализации установлены статьей 268 Налогового кодекса, в соответствии с которой организации могут выбрать

Выбор метода оценки покупных товаров при их реализации.

В соответствии с п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров организация имеет право уменьшить доходы от реализации на сумму на стоимость приобретения которая может определяться одним из способов:

  • ФИФО;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости единицы товара.

Целый блок многовариантных предписаний Налогового кодекса связан с формированием резервов.

В учетной политике организации определяются методы признания и оценки следующих видов резервов:

  • резервы по сомнительным долгам (статья 266 НК РФ);
  • резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (статья 267 НК РФ);
  • резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (статья 267.1 НК РФ);
  • резервы предстоящих расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (статья 267.2 НК РФ);
  • резервы предстоящих расходов некоммерческих организаций (статья 267.3 НК РФ);
  • резервы предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (статья 267.4 НК РФ);
  • резервы под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность (статья 300 НК РФ);
  • резервы предстоящих расходов на оплату отпусков (статья 324.1 НК РФ);
  • резервы на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (статья 324.1 НК РФ).

Статья 283 Налогового кодекса указывает на возможность перенести часть убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. В учетной политике указывается выбор такого способа уменьшения налога на прибыль и определение методики списания, которой можно воспользоваться в течение 10 лет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)