Основные задачи и функции в области сбытовой деятельности

Классическая схема функций управления включает обычно следующие позиции: прогнозирование — планирование (подразумевающее среди прочего и постановку целей, и выработку стратегии, которые являются не функциями, а как бы структурными элементами управления) — принятие решений — организация исполнения — контроль исполнения — оценка результатов.

Основные задачи в области сбытовой деятельности:

  • формирование портфеля заказов;
  • участие в формировании производственных планов — оптимальная загрузка производственных мощностей заказами потребителей;
  • выбор рациональных каналов распределения и товародвижения;
  • минимизация совокупных затрат в хозяйственном цикле товара, включая расходы по послепродажному обслуживанию и потребительскому сервису.

В рыночных условиях изменилось содержание основных функций сбыта.

Основные функции сбыта можно объединить в три группы: функции планирования; функции организации; функции контроля и регулирования.

В свою очередь, функции планирования включают:

  • анализ и оценку конъюнктуры рынка;
  • разработку перспективных, текущих и оперативных планов продаж (поставок);
  • формирование ассортиментного плана производства по заказам покупателей;
  • выбор каналов распределения и товародвижения;
  • планирование транспортной сети (выбор вида транспорта, транспортного средства, оптимизация маршрутов доставки товаров, режим работы и т.д.);
  • планирование складской сети (принятие решения о стратегии складирования, определение числа складов на территории, определение функций и размера складов, определение оптимального месторасположения складов, планирование системы товароснабжения складов;
  • планирование рекламных кампаний и разработку мер по стимулированию сбыта;
  • составление смет-затрат по сбыту и их оптимизацию.

Среди функций организации сбыта необходимо выделить следующие:

  • организация складского и тарного хозяйства для готовой продукции;
  • организация продаж и доставки продукции потребителям;
  • организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей;
  • организация каналов товародвижения и распределительных сетей;
  • организация проведения рекламных кампаний и мероприятий по стимулированию сбыта;
  • организация подготовки торгового персонала и управление деятельностью торговых представительств;
  • организация взаимодействия всех подразделений предприятия для достижения целей сбыта.

Функции сбытового контроля и регулирования включают следующее:

  • оценка результатов сбытовой деятельности;
  • контроль над выполнением планов сбыта;
  • оперативное регулирование сбытовой деятельности предприятия с учетом влияния внешних и внутренних возможностей, изменений и факторов;
  • оценка и стимулирование деятельности сбытового аппарата;
  • статистический, бухгалтерский и оперативный учет сбытовой деятельности.

Надо сказать, что сбытовые функции предприятий разнообразны.

Особенности их реализации каждым товаропроизводителем определяются такими факторами, как:

  • номенклатура и масштабы производства;
  • количество и география потребителей;
  • численность и интенсивность каналов распределения;
  • характер и формы организации каналов товародвижения;
  • имидж товаропроизводителя и его торговой сети и т.д.

Даже если принять в расчет только номенклатуру товаров, то разнообразие результатов сбытовой деятельности будет эквивалентно товарной номенклатуре.

Поэтому выполнение сбытовых функций с учетом влияния факторов можно рассматривать как способ достижения желаемых и реальных результатов сбытовой деятельности. А результаты могут выражаться в физических объемах продаж, в объемах выручки от продаж, в объемах услуг, оказываемых потребителям, в платежеспособности, рентабельности и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)