Основные цели и подходы научного исследования

Различают две основные цели научного исследования.

А именно:

  • выяснение механизма научного явления (поиск математических, логических и др. моделей);
  • определение оптимальных режимов функционирования объекта, системы (используется, когда известен механизм явления).

Детерминистский подход (ДП) — получение функциональных зависимостей между параметрами объекта, при этом исключаются внешние связи и исследуются все внутренние. При этом под функциональной зависимостью понимается зависимость вида

Основные цели и подходы научного исследования

при которой каждому значению функции Y соответствует одно значение фактора Х. Изучением таких зависимостей занимается математический анализ.

По результатам наблюдений составляется протокол наблюдений.

Допустим, исследователь сделал 10 наблюдений и получил следующие данные:

  1. Вход (Х) 8 5 16 20 11 7 2 12 4 19.
  2. Выход (Y) 25 16 49 61 34 22 7 37 13 58.

Анализ этого протокола позволяет установить, что система функционирует в соответствии с уравнением

Основные цели и подходы научного исследования

Достоинства ДП — полученные модели можно распространять на похожие явления, когда известны внутренние закономерности.

Недостатки ДП — данный подход применяется лишь при несущественных допущениях, которые в практике исследования технических систем встречаются редко.

Экспериментально-статистический подход (ЭСП). При нем одно и то же воздействие на объект исследования приводит к различным результатам, каждый из которых наступает с некоторой вероятностью.

В основе ЭСП лежит эксперимент по методу «черного ящика» (рис. 4.2), идея которого состоит в следующем:

  • исследуемый объект рассматривается как отдельная система окружающего мира, имеющая внешнюю среду;

Основные цели и подходы научного исследования

  • внешняя среда воздействует на систему через входы

Основные цели и подходы научного исследования

  • система воздействует на внешнюю среду через выходы

Основные цели и подходы научного исследования

  • внутренние состояния системы характеризуются параметрами

Основные цели и подходы научного исследования

К определенному моменту времени t будет иметь место следующая зависимость:

Основные цели и подходы научного исследования

т. е. состояния выходов определяются состояниями входов и внутренними состояниями системы. Следует отметить, что часть входных параметров может быть управляемыми, а часть — будут составлять помехи.

Выходные параметры могут быть техническими или экономическими.

В системе, считающейся «черным ящиком», ее структура и внутренние связи скрыты от наблюдателя. Исследователь фиксирует лишь состояния входов и выходов и анализирует наличие связи между ними.

При этом используется протокол наблюдения.

Рассмотрим пример. Пусть дана система, считающаяся «черным ящиком». Она имеет один вход (X) и один выход (Y).

Наблюдения за входом и выходом показали следующие результаты:

  1. Вход (Х) 1 3 4 6 9 10 12 15 17 18.
  2. Выход (Y) 3 9 14 21 27 34 35 49 50 53.

Анализ результатов наблюдений показывает, что более высокой числовой характеристике входа соответствует большая числовая характеристика выхода.

В данном случае Y превышает X приблизительно в три раза, т. е. имеет место статистическая зависимость.

Математическая обработка полученных результатов (с помощью метода наименьших квадратов) дает следующее уравнение регрессии:

Основные цели и подходы научного исследования

Данная зависимость определена для вероятностной системы и является корреляционной зависимостью.

Корреляционная зависимость — это зависимость, при которой случайному значению аргумента соответствует случайное значение функции.

Кроме того, в теории планирования эксперимента встречается регрессионная зависимость, при которой неслучайному значению аргумента соответствует случайное значение функции. Если фактические значения аргумента подставить в полученную формулу, то они не будут совпадать. Налицо определенные отклонения (табл. 4.1).

Таким образом, в результате ЭСП исследуется не сам объект, а результаты эксперимента. При этом возможен пассивный и активный эксперименты.

Основные цели и подходы научного исследования

Пассивный эксперимент — исследователь не влияет на вход системы.

Достоинства:

  • наблюдатель не нарушает хода процесса;
  • можно использовать результаты ранее выполненных исследований.

Недостатки:

  • требуется достаточно длинный период наблюдений;
  • отсутствие симметричности уровней факторов затрудняет статистическую оценку значимости коэффициентов и проверку математической модели на адекватность.

Активный эксперимент — исследователь вмешивается в ход эксперимента, влияя на входы системы.

ЭСП используется:

  • когда неизвестна зависимость;
  • когда нужно найти коэффициенты в модели;
  • когда нужно найти экстремум, не строя модель.

Достоинства: сокращается срок проведения эксперимента.

Недостатки: требует более детальной подготовки — планирования эксперимента.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)