Общие сведения научных исследований

Обоснование актуальности выбранной темы является начальным этапом любого исследования, но в применении к научной работе понятие «актуальность» имеет некоторые особенности в зависимости от назначения исследования. Освещение актуальности должно быть не многословным, но понятным.

От доказательства актуальности выбранной темы исследователь переходит к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (например, изучить …, описать …, установить …, выяснить …, вывести формулу …, определить зависимость … и т. п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов исследовательской работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

После формулировки цели и задач предстоящего исследования необходимо выполнить анализ (а возможно и патентный поиск) существующих литературных источников посвященных существу исследуемого вопроса.

Интересно
Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения уже известных фактов. Эти трудности проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых современных задач.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приобрело развитой формы.

Следовательно, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего своевременного разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических исследований.

Правильная и ясная формулировка новых проблем имеют большое значение.

Сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока не известно науке о предмете исследования.

Таким образом, если исследователю в научной работе удается показать, где происходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему уже бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему.

Весь ход предстоящего научного исследования условно можно проиллюстрировать в виде условной логической схемы (рис. 4.1).

Общие сведения научных исследований

Часто исследователи избегают брать узкие темы. Это неправильно, поскольку, работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале, кажется, что она настолько узка, что и исследовать, и писать не о чем, но по мере ознакомления с материалом, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

Далее в соответствии с логической схемой исследования (см. рис. 4.1) исследователем формулируются объект и предмет исследования.

Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, избранную для специального изучения.

Предмет исследования — это то, что находится в границах объекта исследования.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса познания соотносятся между собой как общее и частное, поскольку в объекте выделяется та часть, которая и служит предметом исследования.

Именно предмет исследования определяет тему научно-исследовательской работы.

Далее выдвигается гипотеза о том, что же происходит с предметом исследования или явлением, по мнению исследователя, в реальной действительности, в отличие от существующих представлений.

Построение плана исследования является основной частью научно-исследовательской работы, в которой освещаются методика, техника и технологии исследования с использованием логических законов и правил.

Очень важный этап научного исследования — обсуждение его результатов, которое ведется на консультациях с руководителем, заседаниях профилирующих кафедр, конференциях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности научной работы.

Заключительным этапом являются выводы, которые содержат все то новое и существенное, что составляет научную новизну и практическую ценность проведенной научно-исследовательской работы.

Существует несколько методических приемов изложения научных материалов, из которых наиболее часто используются следующие:

  1. Строго последовательное изложение материала работы требует сравнительно много времени, поскольку ее автор пока не закончил полностью очередной раздел, не может перейти к следующему. Для обработки одного раздела иногда требуется перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них, а в это время материал из другой главы, который почти не требует обработки, ожидает своей очереди.
  2. Целостный прием изложения требует почти вдвое меньше времени на подготовку беловой рукописи, поскольку сначала пишется все произведение в черновом варианте, а затем производится его обработка в частях и деталях, которые дополняются, корректируются и исправляются.
  3. Выборочное изложение научного материала — по мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в
    любом удобном для него порядке.

На этом этапе работы над рукописью из уже накопленного текстового материала научно-исследовательской работы помимо отдельных глав желательно выделить все следующие композиционные элементы:

  • введение;
  • выводы и предложения (заключение);
  • библиографический список использованных литературных источников;
  • приложения.

Библиографический аппарат в научной работе является ключом к источникам, которыми пользовался автор при ее написании, а также в определенной мере он характеризует уровень выражения научной этики и культуры научного труда. Именно по нему можно судить о степени осведомленности исследователя в имеющейся литературе по изучаемой проблеме.

Библиографический список (библиографическая литература) является важным элементом библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения.

В библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте, и которые фактически не были использованы исследователем.

В научных работах используются следующие способы построения библиографических списков:

  • по алфавиту фамилий авторов или заглавий;
  • по тематике, по видам изданий;
  • по характеру содержания;
  • списки смешанного построения.

Алфавитный способ группировки литературных источников характеризуется тем, что фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены строго по алфавиту.

Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке научной работы.

Библиографический список, построенный тематически, применяется, когда необходимо отразить большое число библиографических описаний.

В таком списке расположение описаний внутри рубрик может быть по:

  • алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий (при описании под заглавием);
  • характеру содержания (от общих по содержанию к частным);
  • виду издания и алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий.

Библиографический список по видам изданий используется в рукописи научной работы для систематизации тематически однородной литературы. При составлении подобных списков обычно выделяются такие группы изданий: официальные государственные, нормативно-инструктивные, справочные и др. Их порядок и состав определяются назначением списка и содержанием его записей.

Принцип расположения описаний внутри рубрик здесь такой же, как и в списке, построенном по тематическому принципу.

Библиографический список, построенный по характеру содержания описанных в нем источников, применяется в рукописях с небольшим объемом использованной литературы (рефераты, курсовые и дипломные работы, статьи).

Порядок расположения основных групп записей здесь таков: сначала общие или основополагающие работы, затем источники более частные, конкретного характера, располагаемые внутри или как составные части общей темы научного исследования.

Библиографический список, построенный по очередности упоминания источника в тексте рукописи, также используется в рукописях с небольшим объемом использованной литературы.

Форма связи библиографического описания с основным текстом научной работы делается по номерам записей в списке литературных источников. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки (например, если ссылка на один источник [3], ссылка на несколько источников [2, 8, 11].

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)