Основные составляющие национальных интересов России в информационной сфере

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов России в информационной сфере.

Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Для достижения этого требуется:

  • повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа России;
  • усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала России;
  • обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;
  • укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;
  • гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;
  • не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;
  • обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.

В современных условиях одной из важнейших задач является необходимость повышения активности различных органов государственной власти в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан. То есть государство объявляет себя гарантом открытости информации, в том числе — информации о деятельности органов власти. Необеспеченность же прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией должно вызывать негативную реакцию населения, что в ряде случаев может привести к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Одновременно в настоящее время в органах власти сложилось понимание необходимости организовать информационное обеспечение государственной политики. При этом декларируется, что государство также призвано обеспечить нормальное функционирование информационных и телекоммуникационных систем и сохранность информационных ресурсов, защиту информационного пространства Российской Федерации в связи со стремлением ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве и вытеснению нашей страны с внешнего и внутреннего информационного рынка.

Следовательно, общество и органы власти сегодня объективно нуждаются в эффективной государственной информационной политике, которая могла бы обеспечить взаимное доверие между гражданами и властью в национальном масштабе.

Следующая составляющая национальных интересов нашей страны в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики России, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике в нашей стране, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Для достижения этого необходимо:

  • укреплять государственные СМИ, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;
  • интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

Третья составляющая национальных интересов нашей страны в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Для достижения этого требуется:

  • развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства России;
  • развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;
  • развивать производство в нашей стране конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;
  • обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Обеспечить сегодня национальные интересы России в информационной сфере запретами и/или ограничениями невозможно, поскольку информационное пространство в демократической стране не является моносубъектным. По этой же причине не слишком эффективным в современном социуме выступает метод борьбы в информационном пространстве, так как гораздо важнее обеспечить согласование интересов различных политических, экономических и общественных акторов, зачастую способных конкурировать с органами государственной власти за обеспечение общественной поддержки своих действий.

Кроме того, государственная власть сегодня законодательно лишена такого инструментария информационной борьбы, как политическая цензура (но не стоит думать, что власть ею не воспользуется при необходимости).

В конечном счете именно позитивно настроенное и поддерживающее власть общественное мнение — основная цель и результат государственной информационной политики.

Данная цель вытекает из того факта, что ее объекты — различные организации государственного и негосударственного характера и все население страны, независимо от степени их активности в информационном пространстве, политических предпочтений, форм собственности и способов распространения ими информации.

Эта всеобщность объектов государственной информационной политики создает для ее субъектов немалые трудности, поскольку, например, государственная власть вынуждена структурировать свои действия по уровням управления, по ветвям власти и направлениям своей деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)