Основные направления межкультурной коммуникации

Описывая историю и условия формирования межкультурной коммуникации как новой учебной дисциплины, необходимо отметить, что ее возникновение и утверждение было обусловлено реальными процессами современного мира, практическими потребностями людей разных культур, профессий, социальных институтов. Глобализация и интернационализация экономики, сферы услуг, развитие туризма и бизнеса, образовательная интеграция, многочисленные миграционные процессы и возникающие на этом фоне проблемы непонимания и недопонимания, коммуникативные неудачи и ошибки, культурные недоразумения пробудили интерес специалистов разных областей гуманитарного знания к вопросам международной, межкультурной коммуникации.

Практическая ориентация этого научного направления повлияла на определение предмета исследований, который понимается:

  • как взаимодействие представителей различных культур;
  • как коммуникация, детерминированная культурной вариативностью.

Формирование межкультурной коммуникации как новой учебной дисциплины произошло в 1970- е годы в США. Сугубо практический характер курса был дополнен необходимыми теоретическими обобщениями и приобрел форму классического университетского курса, сочетающего теоретические положения и практические аспекты межкультурного общения.

Спустя несколько десятилетий, когда Европейские столицы и крупные города стали менять свой облик в связи с созданием Европейского Союза и появлением большого количества представителей различных культур, в ряде учебных заведений Европы по примеру Соединенных Штатов Америки были открыты отделения межкультурной коммуникации. Например, в Мюнхене были разработаны учебные программы, основывающиеся на материалах фольклористики, этнологии и лингвистики.

В отечественной науке и системе образования инициаторами изучения межкультурной коммуникации стали преподаватели иностранных языков, которые первые осознали, что для эффективного общения с представителями других культур недостаточно владения иностранным языком. Особенно активно этими проблемами занимаются на факультете иностранных языков Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В России новая дисциплина находится в стадии научного и практически ориентированного осмысления в русле лингвистических, культурологических, этнопсихолингвистических, этнопсихологических направлений исследования.

В последние годы появились работы по различным аспектам межкультурной коммуникации:

  • лингвистическому;
  • психологическому;
  • менеджменту;
  • дидактическому.

Наряду с вышеназванными направлениями исследования, также активно разрабатывается дидактический аспект, существующий в контексте университетского преподавания межкультурной коммуникации как отдельного предмета и как учебного курса, интегрированного в другие дисциплины. В этом случае объектом внимания становится непосредственный процесс общения между представителями разных культур. Практика общения с иностранцами показала, что даже глубокие знания иностранного языка не исключают непонимания и конфликтов с представителями других культур. Поэтому очевидно, что успешные контакты с представителями других культур невозможны без теоретических знаний и практических навыков в межкультурном общении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)