Основные направления межкультурной коммуникации
Описывая историю и условия формирования межкультурной коммуникации как новой учебной дисциплины, необходимо отметить, что ее возникновение и утверждение было обусловлено реальными процессами современного мира, практическими потребностями людей разных культур, профессий, социальных институтов. Глобализация и интернационализация экономики, сферы услуг, развитие туризма и бизнеса, образовательная интеграция, многочисленные миграционные процессы и возникающие на этом фоне проблемы непонимания и недопонимания, коммуникативные неудачи и ошибки, культурные недоразумения пробудили интерес специалистов разных областей гуманитарного знания к вопросам международной, межкультурной коммуникации.
Практическая ориентация этого научного направления повлияла на определение предмета исследований, который понимается:
- как взаимодействие представителей различных культур;
- как коммуникация, детерминированная культурной вариативностью.
Формирование межкультурной коммуникации как новой учебной дисциплины произошло в 1970- е годы в США. Сугубо практический характер курса был дополнен необходимыми теоретическими обобщениями и приобрел форму классического университетского курса, сочетающего теоретические положения и практические аспекты межкультурного общения.
В отечественной науке и системе образования инициаторами изучения межкультурной коммуникации стали преподаватели иностранных языков, которые первые осознали, что для эффективного общения с представителями других культур недостаточно владения иностранным языком. Особенно активно этими проблемами занимаются на факультете иностранных языков Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В России новая дисциплина находится в стадии научного и практически ориентированного осмысления в русле лингвистических, культурологических, этнопсихолингвистических, этнопсихологических направлений исследования.
В последние годы появились работы по различным аспектам межкультурной коммуникации:
- лингвистическому;
- психологическому;
- менеджменту;
- дидактическому.
Наряду с вышеназванными направлениями исследования, также активно разрабатывается дидактический аспект, существующий в контексте университетского преподавания межкультурной коммуникации как отдельного предмета и как учебного курса, интегрированного в другие дисциплины. В этом случае объектом внимания становится непосредственный процесс общения между представителями разных культур. Практика общения с иностранцами показала, что даже глубокие знания иностранного языка не исключают непонимания и конфликтов с представителями других культур. Поэтому очевидно, что успешные контакты с представителями других культур невозможны без теоретических знаний и практических навыков в межкультурном общении.
- Параметры сопоставления психологической идентичности
- Понятие национального характера
- Понятие идентичности и ее виды
- Личность как носитель лингвокультуры
- Языковая личность и ее структура
- Модели описания коммуникативного поведения
- Коммуникативное поведение и культура
- Понятие коммуникативного поведения
- Невербальные элементы коммуникации и их национальная специфика
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу