Основные логистические функции и процессы в сетевой торговле

Логистический процесс в торговой сети представляет собой определенную последовательность основных логистических операций и совокупность действий, обеспечивающих их выполнение с целью эффективного взаимодействия элементов и оптимизации логистической системы в целом.

Логистический процесс в торговой сети как цепь добавления стоимости охватывает весь спектр видов деятельности, необходимых для обеспечения прохождения продуктом или услугой полного цикла – от поставщика (производителя) через распределительную систему предприятия или независимого посредника в торговую сеть напрямую в магазины или через ее распределительный центр и до продажи и доставки конечному потребителю, обеспечивая возвратные потоки с любой стадии процесса, в том числе включая утилизацию после использования.

Согласно современным концепциям, сущность и содержание логистических процессов сводятся также к нескольким комплексам, тесно переплетенным между собой:

  • физическим логистическим процессам – физическому продвижению всего материального с учетом структуры продвижения, пространственных параметров и транспортного процесса;
  • управленческим процессам – информационно-управленческим технологиям, связанным с продвижением потоков;
  • технике и технологии продвижения – инфраструктуре логистических процессов.

Функциональный цикл логистики сетевой торговли может быть разделен на три стадии:

  • логистику закупок;
  • внутримагазинную логистику и внутреннюю логистику сети;
  • логистику продаж и обслуживания.

Кроме основных можно выделить еще два вида логистических процессов, которые являются составными элементами всех перечисленных стадий – это транспортировка и складирование.

Отмеченные стадии логистического управления торговой сетью можно проследить на примере материального потока и основных функций торгового предприятия, соответствующих структурным элементам этого потока (рис. 2.1). Рассмотрим отдельные составляющие логистического функционального цикла сетевой торговли.

Основные логистические функции и процессы в сетевой торговле

Организация и технология закупок непосредственно у производителей или посредников определяются избранными методами закупок товаров, количеством участников процесса товародвижения, их размещением, условиями поставок и транспортировки и другими факторами.

Целью закупочной логистики в торговле является приобретение требуемого количества материальных ресурсов установленного качества с наименьшими затратами. После тщательной работы по изучению спроса и планированию потребности в ресурсах выявляются источники поступления товаров и осуществляется выбор наиболее выгодных партнеров по поставкам продукции.

При выборе поставщика оценивается:

  • его надежность;
  • финансовая устойчивость и платежеспособность;
  • возможные финансовые льготы;
  • способность поставщика удовлетворить требования покупателя в отношении качества, количества (минимальный объем заказа), ассортимента и сроков (периодичности) поставки;
  • опыт в производстве товаров;
  • экономическая эффективность заключаемых сделок, в частности с учетом цен на товары, услуги и транспортного фактора (географическое положение поставщика);
  • технологические возможности изменения ассортимента в оперативном порядке и внедрения в производство новых видов товаров с учетом конъюнктуры рынка (возможности модернизации продукции);
  • выполнение требований к упаковке товара, что способствует эффективности товародвиженческих операций;
  • продолжительность взаимоотношений и фактические проявления партнера при принятии и исполнении обязательств, возможность гибкого реагирования на потребности контрагента, честность и добросовестность руководителей и персонала.

Для розничных предприятий все факторы выбора источника поставок можно сгруппировать следующим образом:

  • факторы продукта (качество, количество, ассортимент, внешний вид, совместимость товаров, упаковка и т. д.);
  • факторы цены (самые низкие цены и лучшие условия продажи при прочих равных условиях);
  • факторы услуг (строгое соблюдение графика поставок, выполнение условий соглашений, гибкость, участие в акциях по продвижению товара).

Крупные розничные торговые сети разработали собственные концепции работы с поставщиками, позволяющие упорядочить и сократить неэффективные хозяйственные связи. Однако, по результатам опроса делегатов форума поставщиков FMCG9, проводимого в рамках выставки «ПРОДЭКСПО», 82% участников форума используют стратегию работы с сетями, но только у 28,5% стратегия формализована в виде конечных документов.

В России среднестатистический магазин закупает товары у 300– 500 поставщиков. Если это крупный супермаркет с ассортиментом 15 тыс. наименований, то количество поставщиков увеличивается до 600–1000. В 2013 г. у X5 Retail Group было около 5000 российских и зарубежных поставщиков продукции, причем доля десяти крупнейших поставщиков составила 12% от чистой выручки.

За рубежом существуют различные системы организации закупок. В Швеции, например, закупочную политику в розничной торговле формируют крупные оптовые фирмы, распределительные сети которых в течение нескольких часов выполняют заказы магазинов в требуемом объеме и ассортименте.

В российских условиях способствовать оптимизации работы с поставщиками призваны распределительные центры, их место в цепи товародвижения показано на рис. 2.2. Как правило, в сетях через собственный распределительный центр проходят промышленные и нескоропортящиеся продовольственные товары. Замороженные и свежие продукты поставщики доставляют непосредственно в магазины.

Основные логистические функции и процессы в сетевой торговле

Вместе с тем разрабатываемые в процессе организации закупок схемы завоза продукции в торговые сети должны обеспечивать прохождение товаров через минимально необходимое число звеньев.

Организация учета и контроля поступления товаров от поставщиков. Оперативный контроль осуществления оптовых закупок, предполагающий повседневное наблюдение за ходом выполнения поставщиками договоров поставки, позволяет обеспечивать своевременное поступление товаров необходимого ассортимента, надлежащего качества и количества. Учет поступающих товаров осуществляется путем автоматизированного учета поставок с использованием современных информационных технологий.

Важным элементом и составляющей издержек товародвижения являются тара и упаковка. Они обеспечивают защиту товара в процессе обращения и окружающей среды от потерь, связанных с их повреждением. Товары, поступающие в торговлю, могут быть упакованы в пакеты, коробки, мешки, банки, ящики, бочки и т.д., которые в свою очередь могут размещаться на поддонах, паллетах и иным образом.

Для любого предприятия важна задача унификации тары. Ограничение числа видов и типоразмеров тары дает возможность отобрать ее наиболее рациональные виды и повысить экономическую эффективность ее производства и использования. В торговле стандартизация тары создает условия для механизации и автоматизации операций товародвижения, повышает производительность труда упаковщиков и транспортно-складских рабочих, повышает сохранность качества и количества товаров и снижает расходы по таре и транспортно-складским операциям.

Революционным нововведением в 1960-е годы в странах Западной Европы явилось паллетирование (от фр. паллета – поддон) грузов. За небольшой отрезок времени паллетизация привела к росту производительности труда в производстве и обращении и снизила себестоимость работ на 30–50%. Основными типами паллет являются: евро (800х1200х145) и финская (1000х1200х145).

Многооборотная тара, пустые поддоны, упаковочный материал, непроданный товар формируют возвратный поток торговых предприятий (рис. 2.3).

Основные логистические функции и процессы в сетевой торговле

Поистине мировой проблемой является утилизация продовольственного мусора. Магазины по всему миру ежегодно создают 1,6 млн т продовольственного мусора, состоящего из продуктов питания, срок годности которых истек или подходит к концу.

Проблему управления стоками скоропортящихся продуктов полностью не решил ни один ритейлер в мире. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в Европе и Северной Америке пищевые отходы составляют от 95 до 115 кг на человека в год, тогда как в Африке, Южной, и Юго-Восточной Азии – 6–11 кг.

Основные логистические функции и процессы в сетевой торговле

Основные логистические функции и процессы в сетевой торговле

Многие товары, поступающие в магазины, требуют подготовки к продаже (свежие овощи и фрукты, мясо, рыба и пр.). Другая часть продукции поступает в подготовленном на предварительных этапах логистической цепи виде. Следует отметить общую тенденцию к освобождению торговых мест от подобной логистической деятельности, позволяющую больше времени уделять основной функции продажи товара.

Одним из элементов внутримагазинной логистики является мерчандайзинг. Он рассматривается с двух точек зрения. Во-первых, как составная часть маркетинга и деятельность, направленная на обеспечение максимально интенсивного продвижения товара в розничной торговле.

Во-вторых, с точки зрения логистики торгового предприятия, как комплекс мероприятий, производимых в торговом зале, направленный на увеличение продаж того или иного товара. Так, организованная расстановка товара на полках магазина позволяет увеличить продажи как минимумна 15%.

Качество обслуживания в торговле определяется: качеством товара, рациональностью ассортимента, культурой и условиями обслуживания. В процессе приобретения товара в магазине на покупателя большое влияние оказывают условия обслуживания, охарактеризовать которые можно следующим образом (рис. 2.4).

Перечисленные факторы относятся к процессу обслуживания на предприятиях розничной торговли. В оптовой торговле они будут отличаться.

Профессиональный покупатель, выступающий от лица предприятия, в оценке уровня и качества обслуживания ориентируется на:

  • удобство и оперативность передачи, размещения и подтверждения заказа;
  • наличие запасов товаров необходимого ассортимента;
  • длительность цикла удовлетворения его спроса (время от заказа продукции до ее поставки);
  • возможность выбора объема партии поставки;
  • предоставление ему возможности выбирать для себя наиболее целесообразные формы и методы обслуживания;
  • возможность получения коммерческого кредита;
  • надежность доставки грузов (в том числе, и по оперативному требованию) при требуемом качестве самого товара и объективных ценах на предоставляемые ему услуги (прозрачности информации о затратах на обслуживание).

Основные логистические функции и процессы в сетевой торговле

Важными с точки зрения логистики проблемами являются регистрация и кассовые операции. Эти системы эволюционировали от обслуживающих систем до самосканирования и преобразования места продаж в место сбора и регистрации информации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)