Основные методы обучения

Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения — это взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся.

Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленных на достижение определенной дидактической цели.

«Метод» — по-гречески — «путь к чему-либо» — способ достижения цели. Метод обучения — способ приобретения знаний.

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко какой-либо один метод обучения используется в чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Методы в чистом виде применяют лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях.

Метод обучения — историческая категория. На протяжении всей истории педагогики проблема методов обучения разрешалась с различных точек зрения: через формы деятельности; через логические структуры и функции форм деятельности; через характер познавательной деятельности.

Сегодня существуют различные подходы к современной теории методов обучения.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

  • По характеру познавательной деятельности (М. Н Скаткин, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер):
    • объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация);
    • репродуктивные (решение задач, повторение опытов);
    • проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи);
    • частично-поисковые — эвристические;
    • исследовательские.
  • По компонентам деятельности (Ю. К. Бабанский):
    • организационно-действенному — методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
    • стимулирующему — методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
    • контрольно-оценочному — методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
  • По дидактическим целям:
    • методы изучения новых знаний,
    • методы закрепления знаний,
    • методы контроля.
  • По способам изложения учебного материала:
    • монологические — информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);
    • диалогические (проблемное изложение, беседа, дискуссия, решение кейсов).

Отдельно можно выделить методы по формам организации учебной деятельности.

По источникам передачи знаний (А. А. Вагин, П. В. Гора):

  • словесные: рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия;
  • наглядные: демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график;
  • практические: упражнение, лабораторная работа, практикум.

Выбор методов обучения — дело творческое, однако, оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.

По учету структуры личности (сознания, поведение, чувства):

  • сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование, алгоритм);
  • поведение (упражнение, тренировка, тренажер);
  • чувства — стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль).

Новое содержание образования порождает новые методы в обучении. Новые технологии (информационные, коммуникативные) порождают новые приемы и методы. Необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность.

Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения), которые, в свою очередь, представлены научными и учебными методами изучения математики.

Методы преподавания — средства и приемы, способы информации, управления и контроля познавательной деятельностью учащихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)