Основные методы педагогических исследований
Пути, способы познания объективного мира принято называть методами исследования.
Наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.
В научном наблюдении в отличие от житейского обязательно ставятся задачи; выделяются объекты; определяется схема наблюдения; фиксируются результаты, а полученные данные обрабатываются.
Беседа отличается целенаправленностью. Перед конкретными людьми ставятся грамотно сформулированные вопросы. Выявляются их отношения, чувства и намерения, оценки и позиции. Педагог стремится проникнуть во внутренний мир человека, познать психологические причины его действий, поступков.С помощью этого метода можно получить информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их личностных качествах.
Изучение опыта первоисточников, документов — исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащихся в различных литературных памятниках (законодательные акты, проекты, отчеты, доклады, записки, постановления).
Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт, испытание). Этот метод носит созидательный характер. Только с помощью испытаний, проб пробивают дорогу в практику новые технологии учебно-воспитательной деятельности.
В зависимости от цели эксперименты бывают:
- констатирующими — изучаются существующие педагогические явления;
- проверочными, уточняющими — проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
- созидательными, преобразующими, формирующими — конструируются новые технологии, методики в воспитании и развитии;
- естественными;
- лабораторными.
По месту проведения различают естественный и лабораторный эксперименты. Первый — представляет собой научный опыт без каких-либо изменений в учебно-воспитательном
процессе. Второй — организуется в особо оборудованном помещении, в специальных условиях.
Тестирование (с англ. test — испытание, исследование) — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Итоговые тесты (содержат значительное количество вопросов) используются после прохождения крупного раздела учебной программы. Задания тестового типа (5–10 вопросов) — для текущего контроля.
Анкетирование (анкета (фр. enguuete) — опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет) — метод сбора материала с помощью специальных опросников — анкет. Оно основывается на предположении, что человек будет откровенно отвечать на поставленные вопросы. Однако этого не наблюдается. Проведенные исследования показывают, что эти ожидания оправдываются примерно наполовину.
- Профессиональное выгорание и его профилактика
- Психические состояния человека в трудовой деятельности
- Сущность профессионализма
- Психология труда как отрасль психологии
- Управление конфликтом
- Главная формула конфликта
- Лидерство, ролевой конфликт, социальные роли
- Основная динамика и развитие малой группы
- Формальные и неформальные малые группы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу