Основные методы педагогических исследований

Пути, способы познания объективного мира принято называть методами исследования.

Наблюдение — это наиболее доступный метод изучения педагогической практики. Оно подразделяется на научное (т. е. специально организованное восприятие объекта, явления, процесса в естественных условиях) и обыденное, то есть житейское (бытовое).

Наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.

В научном наблюдении в отличие от житейского обязательно ставятся задачи; выделяются объекты; определяется схема наблюдения; фиксируются результаты, а полученные данные обрабатываются.

Беседа отличается целенаправленностью. Перед конкретными людьми ставятся грамотно сформулированные вопросы. Выявляются их отношения, чувства и намерения, оценки и позиции. Педагог стремится проникнуть во внутренний мир человека, познать психологические причины его действий, поступков.

С помощью этого метода можно получить информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их личностных качествах.

Беседа, требует к себе внимания и серьезной подготовки, интеллекта и глубокого знания приемов индивидуально-воспитательной работы. Это искусство и ему необходимо терпеливо и прилежно учиться.

Изучение опыта первоисточников, документов — исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащихся в различных литературных памятниках (законодательные акты, проекты, отчеты, доклады, записки, постановления).

Эксперимент — научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт, испытание). Этот метод носит созидательный характер. Только с помощью испытаний, проб пробивают дорогу в практику новые технологии учебно-воспитательной деятельности.

В зависимости от цели эксперименты бывают:

  • констатирующими — изучаются существующие педагогические явления;
  • проверочными, уточняющими — проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
  • созидательными, преобразующими, формирующими — конструируются новые технологии, методики в воспитании и развитии;
  • естественными;
  • лабораторными.

По месту проведения различают естественный и лабораторный эксперименты. Первый — представляет собой научный опыт без каких-либо изменений в учебно-воспитательном
процессе. Второй — организуется в особо оборудованном помещении, в специальных условиях.

Тестирование (с англ. test — испытание, исследование) — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Интересно
Диагностирование качества успеваемости, умений, уровня обученности, интеллектуального развития. Степени сформированности личностных черт с помощью тестов стало сегодня повседневным событием в жизни школы, гимназии, вузов.

Итоговые тесты (содержат значительное количество вопросов) используются после прохождения крупного раздела учебной программы. Задания тестового типа (5–10 вопросов) — для текущего контроля.

Анкетирование (анкета (фр. enguuete) — опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет) — метод сбора материала с помощью специальных опросников — анкет. Оно основывается на предположении, что человек будет откровенно отвечать на поставленные вопросы. Однако этого не наблюдается. Проведенные исследования показывают, что эти ожидания оправдываются примерно наполовину.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)