Основное принципы воспитания

Принципы воспитания — это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации
воспитательного процесса.

Принципы формулируются на основе научного анализа процесса воспитания, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями имеющейся системы образования.

В учебном пособии И. П. Подласого приводится следующая система принципов:

  • принцип общественной направленности воспитания состоит в том, что в воспитательном процессе необходимо готовить ребёнка к активной общественной жизни, учить быть полезным членом общества;
  • принцип связи воспитания с жизнью, трудом означает, что воспитание должно ориентировать ребенка на трудовую деятельность в реальных условиях взрослой жизни: вырабатывать ценностное отношение к процессу и результату своего труда и труда других людей, трудовые умения и навыки, помогать в выборе профессии;
  • принцип опоры на положительное в воспитании имеет следующий смысл: видеть положительные качества, развивать их и с помощью этих качеств преодолевать недостатки;
  • принцип гуманизации воспитания требует от педагога уважения прав и свобод ребёнка, ненасильственного формирования у воспитанника требуемых качеств;
  • принцип личностного подхода требует индивидуального подбора для каждого воспитанника наиболее подходящих методов, приёмов, средств и форм воспитания; этот принцип реализуется благодаря учёту в воспитании индивидуальных особенностей ребёнка;
  • принцип единства воспитательных воздействий означает единство, непротиворечивость требований к ребёнку, предъявляемых различными субъектами воспитания, соответствие самого воспитателя тем качествам, которые он хочет воспитать в ребёнке.

К реализации принципов воспитания предъявляются следующие требования:

  • обязательность (принципы должны соблюдаться в обязательном порядке в любом педагогическом действии, в противном случае воспитательному процессу будет нанесён серьёзный ущерб);
  • комплексность (одновременно должны осуществляться все принципы, нельзя сегодня реализовать один принцип, завтра другой);
  • равнозначность (все принципы важны в равной степени, среди них нет более важных и менее важных).

Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах воспитания, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)