Организация в системе менеджмента культуры

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется и согласовывается для достижения общих целей. Традиционно считается, что в организации имеется несколько составляющих: люди, цели, управление, средства, технологии. Объединение в организацию обусловлено тем, что по отдельности люди не могут достичь своих индивидуальных целей.

Любая организация характеризуется следующими чертами:

  • организация создается для реализации определенных целей;
  • организация имеет иерархию, структуру, а также совокупность отделов, сегментов, которые нуждаются в управлении и общей координации;
  • организация обладает социальной стратификацией, т.е. имеет внутреннее распределение сотрудников по статусам и позициям.

На основе этих аспектов возникает организационный порядок как система относительно стабильных целей, связей, норм, регулирующих организационные связи, взаимодействия и отношения. Внутри организации существует иерархически закрепленное деление людей на две группы: управляемые и управляющие.

В сфере культуры функционируют различные организации, цель которых связана как с управленческой, координирующей деятельностью (например, комитет или департамент культуры), так и с деятельностью по производству и распространению культурных благ (большинство учреждений культуры), или с обеспечением сопутствующих условий для производства и реализации культурных услуг (например, фонды в сфере культуры).

Важным элементом управления организации является организационная структура, которая характеризуется распределением целей и задач управления между многочисленными отделами и работниками.

«Организационная структура управления – это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами».

Организационная структура характеризуется взаимосвязью раз-личных подсистем, которые представляют собой как горизонтально соединенные звенья (отделы внутри организации), так и вертикально связанные уровни (ступени) организации. В связи с этим организационный процесс имеет два аспекта:

  • деление организации на блоки и подразделения соответственно целям и стратегии;
  • установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями и обеспечивают возможность распределения и координации задач.

Когда говорят о полномочиях, то речь идет об ограничении права принимать решения, использовать внутренние ресурсы, участвовать в коммуникативных процессах организации, управлять персоналом и т.д.

Передача полномочий от одного лица к другому, а также и прав на решение задач, достижения целей, ответственности за их решения называется делегированием. Различают линейные полномочия, которые передаются от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным, и аппаратные (штабные), сущность которых раскрывается в совещательном характере управления (руководителю помогает определенный коллектив управляющих функциональных подразделений организации).

Организационные структуры приобретают свои характерные свойства благодаря наличию организационных форм: коммерческая или некоммерческая деятельность, направления и сфера деятельности, характер производимой продукции, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация/децентрализация в управлении и т.д.

Организация может осуществлять свои планы и реализовывать задачи в результате путем разделения труда, координации действий, коммуникации, принятия решений. Внутри организации совершается большое количество действий и процессов, которые должны быть согласованными между собой. При этом большинство действий внутри организации можно отнести к одной из следующих групп:

  • маркетинг (изучение рынка, сбыт, система реализации продукции, ценообразование, стимулирование продаж и пр.);
  • управление персоналом (создание условий для плодотворной работы, система мотивации и пр.);
  • финансирование (управление финансовыми поступлениями и расходами, составление бюджета, оценка финансового состояния);
  • производство продукции (процесс производства товаров, услуг, а также обеспечение условий для этого процесса);
  • анализ деятельности и система учета (система учета деятельности организации, проведение анализа работы с целью обнаружения проблем, поиска перспектив).
  • управлении организацией важное значение имеет ее внутренняя структура, которая может состоять из отдельных подсистем, компонентов. Деятельность каждой подсистемы в целом влияет на общее функционирование организации, определяет ее динамичность, надежность, гибкость. Поэтому в менеджменте организаций большое внимание уделяется работе с каждым отделом или компонентом организации.

Менеджмент организаций в сфере культуры является достаточно многогранным вследствие многообразия отраслей культуры, характера культурной деятельности и структуры учреждений культуры. Среди аспектов, позволяющих рассмотреть специфику организации в сфере культуры и проанализировать ее деятельность, специалисты предлагают обращать внимание на следующие:

‒ взаимосвязь между организацией и внешней средой;

‒ взаимосвязь между объектом управления (творческим коллективом) и менеджментом;

‒ элементы руководства, управления и обслуживания менеджмента;

‒ этапы принятия решений в менеджменте.

Внешняя среда организации в сфере культуры может существенно повлиять на определение целей культурной деятельности, миссии учреждения, стратегию поведения на конкретном секторе рынка.

Особенностями внешней среды организаций является ее динамизм, многофакторность (экономические, политические, демографические, рыночные и прочие факторы), неопределенность. Внешняя среда организаций культуры включает в себя среду прямого воздействия (потребители, поставщики, органы власти и пр.) и косвенного воздействия (макроэкономические факторы, демография и пр.).

Взаимосвязь управляющих структур (например, менеджер или руководитель) и объекта управления (например, персонал или процесс финансирования) выражается в наличии определенных действий и об-ратной связи между ними. Анализ данного процесса взаимосвязи позволяет судить об эффективности действий менеджмента.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)