Организация в системе менеджмента культуры
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется и согласовывается для достижения общих целей. Традиционно считается, что в организации имеется несколько составляющих: люди, цели, управление, средства, технологии. Объединение в организацию обусловлено тем, что по отдельности люди не могут достичь своих индивидуальных целей.
Любая организация характеризуется следующими чертами:
- организация создается для реализации определенных целей;
- организация имеет иерархию, структуру, а также совокупность отделов, сегментов, которые нуждаются в управлении и общей координации;
- организация обладает социальной стратификацией, т.е. имеет внутреннее распределение сотрудников по статусам и позициям.
На основе этих аспектов возникает организационный порядок как система относительно стабильных целей, связей, норм, регулирующих организационные связи, взаимодействия и отношения. Внутри организации существует иерархически закрепленное деление людей на две группы: управляемые и управляющие.
В сфере культуры функционируют различные организации, цель которых связана как с управленческой, координирующей деятельностью (например, комитет или департамент культуры), так и с деятельностью по производству и распространению культурных благ (большинство учреждений культуры), или с обеспечением сопутствующих условий для производства и реализации культурных услуг (например, фонды в сфере культуры).
Важным элементом управления организации является организационная структура, которая характеризуется распределением целей и задач управления между многочисленными отделами и работниками.
«Организационная структура управления – это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами».
Организационная структура характеризуется взаимосвязью раз-личных подсистем, которые представляют собой как горизонтально соединенные звенья (отделы внутри организации), так и вертикально связанные уровни (ступени) организации. В связи с этим организационный процесс имеет два аспекта:
- деление организации на блоки и подразделения соответственно целям и стратегии;
- установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями и обеспечивают возможность распределения и координации задач.
Когда говорят о полномочиях, то речь идет об ограничении права принимать решения, использовать внутренние ресурсы, участвовать в коммуникативных процессах организации, управлять персоналом и т.д.
Передача полномочий от одного лица к другому, а также и прав на решение задач, достижения целей, ответственности за их решения называется делегированием. Различают линейные полномочия, которые передаются от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным, и аппаратные (штабные), сущность которых раскрывается в совещательном характере управления (руководителю помогает определенный коллектив управляющих функциональных подразделений организации).
Организационные структуры приобретают свои характерные свойства благодаря наличию организационных форм: коммерческая или некоммерческая деятельность, направления и сфера деятельности, характер производимой продукции, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация/децентрализация в управлении и т.д.
Организация может осуществлять свои планы и реализовывать задачи в результате путем разделения труда, координации действий, коммуникации, принятия решений. Внутри организации совершается большое количество действий и процессов, которые должны быть согласованными между собой. При этом большинство действий внутри организации можно отнести к одной из следующих групп:
- маркетинг (изучение рынка, сбыт, система реализации продукции, ценообразование, стимулирование продаж и пр.);
- управление персоналом (создание условий для плодотворной работы, система мотивации и пр.);
- финансирование (управление финансовыми поступлениями и расходами, составление бюджета, оценка финансового состояния);
- производство продукции (процесс производства товаров, услуг, а также обеспечение условий для этого процесса);
- анализ деятельности и система учета (система учета деятельности организации, проведение анализа работы с целью обнаружения проблем, поиска перспектив).
- управлении организацией важное значение имеет ее внутренняя структура, которая может состоять из отдельных подсистем, компонентов. Деятельность каждой подсистемы в целом влияет на общее функционирование организации, определяет ее динамичность, надежность, гибкость. Поэтому в менеджменте организаций большое внимание уделяется работе с каждым отделом или компонентом организации.
Менеджмент организаций в сфере культуры является достаточно многогранным вследствие многообразия отраслей культуры, характера культурной деятельности и структуры учреждений культуры. Среди аспектов, позволяющих рассмотреть специфику организации в сфере культуры и проанализировать ее деятельность, специалисты предлагают обращать внимание на следующие:
‒ взаимосвязь между организацией и внешней средой;
‒ взаимосвязь между объектом управления (творческим коллективом) и менеджментом;
‒ элементы руководства, управления и обслуживания менеджмента;
‒ этапы принятия решений в менеджменте.
Внешняя среда организации в сфере культуры может существенно повлиять на определение целей культурной деятельности, миссии учреждения, стратегию поведения на конкретном секторе рынка.
Особенностями внешней среды организаций является ее динамизм, многофакторность (экономические, политические, демографические, рыночные и прочие факторы), неопределенность. Внешняя среда организаций культуры включает в себя среду прямого воздействия (потребители, поставщики, органы власти и пр.) и косвенного воздействия (макроэкономические факторы, демография и пр.).
Взаимосвязь управляющих структур (например, менеджер или руководитель) и объекта управления (например, персонал или процесс финансирования) выражается в наличии определенных действий и об-ратной связи между ними. Анализ данного процесса взаимосвязи позволяет судить об эффективности действий менеджмента.
- Классификация услуг сферы малого бизнеса в условиях сервисной экономики
- Определение понятия фирменный стиль
- Корпоративная культура
- Организационная культура
- Деловая культура и внутренний климат в коллективе
- Благотворительность и волонтерство
- Этапы фандрейзинговой компании
- Фандрейзинг как технология привлечения внебюджетных средств
- Управление финансами и социальное партнерство
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу