Организация досуга в детском саду

Эффективность учебно-воспитательного процесса в детских садах во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность детей с активным отдыхом.

Для того чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными, чтобы были созданы благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием работы и отдыха, определенной периодичностью занятий умственного характера и физических упражнений, игр, развлечений.

Физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность детей, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физической рекреации детей, расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья.

Интересно
Полезными упражнениями и в плане всесторонней физической подготовки, и в плане активного отдыха детей являются спортивные игры и упражнения, в основе которых лежат все основные виды движений, выполняемые в самых разнообразных условиях.

Эмоциональный фон, интересные действия в спортивных играх и упражнениях рождают положительные эмоции, бодрое, жизнерадостное настроение, создают определенный эмоциональный настрой у детей, что является особенно важным условием активного отдыха.

Физкультурный досуг. Физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.

На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.). Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи, дружбу, развивают выдержку, внимание, целеустремленность, смелость, упорство и организованность.

Педагогические требования к организации и проведению физкультурного досуга. Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, один-два раза в месяц. Организуются они во 2 половине дня, после полдника, на открытом воздухе (или в зале).

При планировании досугов необходимо принять во внимание такие формы работы, как День здоровья, физкультурный праздник, каникулы. Не следует проводить физкультурные досуги в дни, отведенные для физкультурных занятий. При проведении досуга на открытом воздухе в разные сезоны года следует предусматривать рациональную одежду детей.

Физкультурный досуг может быть организован как на спортивной площадке, участке детского сада, так и на лугу, в лесу, на берегу реки. Формы организации физкультурных досугов могут быть разнообразными. Их целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям (день физкультурника, день бегуна, олимпиада и т.п.).

В программу физкультурного досуга включаются соревнования по подвижным и спортивным играм, комбинированные и комические эстафеты, ат-тракционы. Можно предусмотреть домашнее задание, придумать приветствие соперникам.

В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание физкультурных досугов могут быть введены сказочные и литературные герои, может быть использован занимательный сюжет: «Поездка в лес», «Полет на веселую поляну» и т.д. Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге.

При проведении физкультурного досуга в разных возрастных группах перед воспитанием стоят определенные задачи. В младшем дошкольном возрасте необходимо привлекать детей к посильному участию коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащая их яркими впечатлениями.

В среднем – приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. В старшем – развивать умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Физкультурный досуг должен быть насыщен действиями, проходить без пауз, лишней траты времени на организацию и, продолжаться не более 20-50 мин. В зависимости от возраста.

Заканчивается физкультурный досуг подведением итогов игр и эстафет. Отмечаются победители, а также дети, судьи, оказавшие активную помощь в проведении физкультурного досуга.

День здоровья. День здоровья – день отдыха, игр и развлечений. Все учебные занятия отменяются, а воспитательная работа направлена на создание условий для активного отдыха детей. День здоровья проводится не реже 1 раза в квартал, начиная со 2 младшей группы.

В начале каждого квартала рекомендуется спланировать содержание дня здоровья с учетом времени года. Намечая конкретные сроки проведения данного мероприятия, необходимо учитывать и такие формы работы, как физкультурные праздники и каникулы. Их не следует совмещать – ведь день здоровья проводится лишь 4 раза в год.

День здоровья проводится на свежем воздухе. Многообразная и интересная двигательная деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе способствует физической рекреации детей после умственной работы, укреплению здоровья, закаливанию организма, приучают их к активному отдыху.

Игровая деятельность организуется в спокойной обстановке, без спешки и постоянных поторапливаний, она должна создать жизнерадостное настроение у детей. В программу этого дня можно включить подвижные игры, игровые упражнения, элементы спортивных игр и упражнений, веселые эстафеты, развлечения и забавы, преодоление разнообразных естественных природных препятствий.

Основу программы должны составлять веселые и интересные детям физические упражнения и задания, включающие приобретенные ими двигательные навыки. Такое содержание позволяет проводить дни здоровья эмоционально, с большой двигательной активностью.

Содержание физических упражнений составляет двигательная деятельность детей, характерная для данного сезона. Например, зимой можно организовать катание на санках на ровном месте или с горы с различными заданиями на ловкость; катание на коньках, игры с клюшкой, шайбой или мячом: метание снежков в цель; сооружение снежных скульптур персонажей из сказок; соревнования.

Также в содержание дней здоровья входят подвижные игры, спортивные упражнения и развлечения, пешеходные и лыжные прогулки, простейший туризм. Все эти физкультурно-оздоровительные мероприятия помогают добиваться от детей умения применять на практике накопленный опыт: выполнять упражнения из раздела основных движений, использовать элементы спортивных игр.

Очень важно развивать у дошкольников интерес к организации по собственной инициативе подвижных игр и простейших соревнований со своими сверстниками, поощрять стремление к достижению более высоких результатов при выполнении разнообразных физических упражнений, в подвижных играх, играх – эстафетах.

Помимо физкультурно-оздоровительной работы в дни здоровья включаются и различные формы трудовой деятельности. Например, уборка территории, починка игрушек, поделки из снега (горки, снеговики, ледяные дорожки), работа на огороде, в цветнике и др.

Подготовку ко дню здоровья необходимо начать заранее. Помощниками в проведении этого дня могут быть родители. Очень важно выбрать место. При этом следует избегать площадок по соседству с крупными населенными пунктами, промышленными предприятиями, транспортными магистралями.

Интересно
Возможны несколько способов организации дня здоровья. Один способ – это выезд за город с остановкой на туристической базе, в пионерском лагере, в доме отдыха, где можно оставить все вещи, организовать питание детей и дневной сон. Это лучший вариант, т.к. позволяет весь день был. на природе и соблюдать режим дня.

Второй способ – выезд на транспорте за город и возвращение на обед в детский сад. После дневного сна – продолжение игр и развлечений на площадке или на природе возле детского сада. В конце дня здоровья подводятся итоги соревнований, игр, эстафет. Команды-победительницы определяются по сумме лучших результатов.

Определение и регулирование нагрузок требуют особого внимания педагогов. Важное условие успешного управления нагрузками – их дозирование. Дозировка осуществляется различными способами, выбор которых зависит от педагогических задач, особенностей используемых упражнений и условий их применения. Это, например, назначение необходимого количества повторений упражнений, определения скорости, обшей продолжительности, осложнения рельефа пути передвижения, изменения размеров и характера преодолеваемых препятствий.

Существенное значение в дозировке имеют паузы для активного или пассивного отдыха. Интенсивные игры, эстафеты должны чередоваться с рая влечениями, аттракционами, танцами и песнями. Необходимо не принуждать детей к обязательному выполнению намеченных видов игр и развлечений.

Дети должны сами проявлять активность, стремиться участвовать в играх и упражнениях. Недопустимы переутомление, перегрузка детей. Педагог должен подмечать признаки усталости детей и переключать их в более спокойную деятельность. Нагрузка должна регулироваться в соответствии с возрастом детей, физической подготовленностью, состоянием здоровья.

Успешное проведение дня здоровья – результат слаженной и организованной работы всего коллектива детского сада: заведующей, методиста, музыкального руководителя, воспитателей, врачей и родителей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)