Организационные основы управления таможенными органами

Организационные основы управления таможенными органами представлены в Федеральном законе «О таможенном регулировании Российской Федерации» и Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Основы организации системы таможенных органов раскрываются через следующие положения:

  • общее руководство таможенным делом;
  • система таможенных органов;
  • принципы деятельности таможенных органов;
  • функции таможенных органов;
  • места нахождения таможенных органов;
  • обязанности таможенных органов;
  • правомочия таможенных органов;
  • взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами.

Законы управления устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Управлению, как и любой другой науке, свойственны свои собственные законы.

К ним относятся:

  • закон единства системы управления;
  • закон пропорциональности;
  • закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций управления;
  • закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.

ФТС России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации законодательства о таможенном деле в Российской Федерации. ФТС России (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела), в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и (или) законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций. Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Таможенными органами являются:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
  • региональные таможенные управления (РТУ);
  • таможни;
  • таможенные посты.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы.

Региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты, в том числе специализированные таможенные органы, действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица. Регионы деятельности указанных таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ФТС России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации определяют полномочия, функции, регион деятельности РТУ, таможен и таможенных постов. Кроме того, центральный аппарат (ЦА) ФТС России вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Деятельность таможенных органов основана на принципах:

  • законности;
  • равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
  • единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
  • профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
  • ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве ЕАЭС и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;
  • единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
  • недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела.

Задачи, решаемые таможенными органами:

  • защита национальной безопасности государств членов ЕАЭС, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
  • создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;
  • обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, законодательства государств членов ЕАЭС о таможенном регулировании, а также законодательства государств членов ЕАЭС, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Законодательством государств – членов ЕАЭС могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

В целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют следующие функции:

  • совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
  • взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию;
  • обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС;
  • противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
  • предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории ЕАЭС;
  • ведение таможенной статистики;
  • осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств членов ЕАЭС.

Также выполняют другие функции:

  • обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  • ведут таможенную статистику Российской Федерации;
  • осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений;
  • проверяют маркировку товаров при проведении таможенного контроля в отношении товаров, обязательная маркировка которых предусмотрена международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  • выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;
  • осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности;
  • оказывают содействие в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом, осуществляют противодействие незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и (или) через Государственную границу Российской Федерации;
  • осуществляют противодействие коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах, некоммерческих организациях и государственных унитарных предприятиях;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов лиц при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу ЕАЭС;
  • совершенствуют таможенное декларирование и таможенный контроль, создают условия, способствующие упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, применяют современные информационные технологии, внедряют прогрессивные методы таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах – торговых партнерах Российской Федерации;
  • участвуют в обеспечении прослеживаемости товаров в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС, и (или) законодательством Российской Федерации;
  • обеспечивают совмещение информационных ресурсов таможенных и налоговых органов для противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
  • внедряют технологии осуществления таможенного и иных видов государственного контроля с использованием механизма «единого окна» и электронного документооборота.

При введении Правительством Российской Федерации запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров таможенные органы обеспечивают в пределах компетенции соблюдение указанного запрета. Федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации на таможенные органы могут быть возложены иные функции. В целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации таможенными органами могут проводиться отдельные контрольно-надзорные мероприятия.

Интересно
При проведении отдельных контрольно-надзорных мероприятий таможенными органами анализируется информация, в том числе содержащаяся в базах данных таможенных органов и других государственных органов Российской Федерации, осуществляющих функции контроля и надзора, а также иная информация, полученная таможенными органами в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации.

Отдельные контрольно-надзорные мероприятия проводятся по месту нахождения таможенного органа. Проведение отдельных контрольно-надзорных мероприятий осуществляется без ограничения их периодичности. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, определяет порядок и случаи проведения отдельных контрольно-надзорных мероприятий, в том числе основания и сроки проведения контрольно-надзорных мероприятий, а также права и обязанности лиц при их проведении.

Таможенные органы (за исключением таможенных постов) и образовательные организации, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, имеют флаг, знамя и эмблему. Таможенные посты имеют флаг и эмблему. На транспортных средствах таможенных органов размещается эмблема. Водные суда таможенных органов несут флаг и вымпел таможенных органов.

Описание и рисунки флага, знамени, эмблемы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, типовых образцов знамен таможенных органов (за исключением таможенных постов) и образовательных организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, вымпела водных судов таможенных органов, а также положение о знамени федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, утверждается Президентом Российской Федерации.

Организационные основы управления таможенными органами

В Российской Федерации запрещается использование на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках таможенной символики (рисунки флага, знамени и эмблемы таможенных органов, вымпела водных судов таможенных органов), а также обозначений, схожих с наименованиями таможенных органов, при осуществлении коммерческой деятельности юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, за исключением юридических лиц, научных организаций, образовательных организаций, медицинских организаций, печатных изданий и иных учреждений, а также государственных унитарных предприятий, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы, и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

Организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность, запрещается использование на вывесках, бланках, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках слова «таможенный» и словосочетаний с ним. Таможенные органы находятся в пунктах пропуска, за исключением пунктов пропуска, находящихся на участках Государственной границы Российской Федерации, где сопредельной стороной является государство – член ЕАЭС.

Иные места нахождения таможенных органов, на территориях которых могут совершаться таможенные операции и может проводиться таможенный контроль, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.

Правительство Российской Федерации вправе определить порядок размещения таможенных органов. К таможенной инфраструктуре относятся здания, сооружения, помещения, открытые площадки, оснащенные техническими средствами таможенного контроля, инженерными, информационными, телекоммуникационными системами и средствами их обеспечения, места базирования водных судов таможенных органов и объекты социального назначения, обеспечивающие деятельность таможенных органов.

Элементы таможенной инфраструктуры могут располагаться в следующих местах:

  • места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;
  • места размещения таможенных органов и учреждений, входящих в систему таможенных органов государств членов ЕАЭС;
  • иные места, на территории которых могут совершаться таможенные операции и может проводиться таможенный контроль.

Типовые требования к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, определяются Евразийской экономической комиссией (ЕЭК, Комиссией) с учетом особенностей их функционального назначения, связанных с обеспечением деятельности таможенных органов.

Требования к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах размещения таможенных органов и в иных местах, на территориях которых могут совершаться таможенные операции и может проводиться таможенный контроль, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Интересно
Таможенные органы размещаются в помещениях, находящихся в федеральной собственности, а также могут размещаться в помещениях, находящихся в иных формах собственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации таможенного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации).

По инициативе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участников внешнеэкономической деятельности (участников ВЭД), осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи таможенные посты и структурные подразделения таможен могут размещаться в помещениях, принадлежащих указанным лицам, предоставляемых на основании договора безвозмездного пользования, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

Материальнотехническое оснащение помещений осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Элементы таможенной инфраструктуры размещаются на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и иных формах собственности. Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Обязанности таможенных органов определяются в соответствии с функциями, которые они выполняют:

  • соблюдать международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании;
  • осуществлять контроль и надзор за соблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании;
  • руководствоваться письменными разъяснениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, по вопросам применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании;
  • обеспечивать выполнение задач и функций, возложенных на них международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, путем реализации полномочий, определенных ТК ЕАЭС, Федеральным законом «О таможенном регулировании…» и иным законодательством Российской Федерации.

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами:

  • принимают меры, предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации в области таможенного дела, а также иным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;
  • требуют документы и сведения, в том числе по телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет, представление которых предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации в области таможенного дела, а также иным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;
  • требуют от лиц подтверждения полномочий на осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела или совершение определенных действий;
  • используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых отнесено уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов, для преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транс портных средств за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
  • задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • используют в своей деятельности информационные системы, видео и аудиотехнику, кино и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, формируют, ведут и используют банки данных о лицах, товарах (предметах) и фактах;
  • обмениваются информацией, имеющейся в распоряжении таможенных органов, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также в соответствии с настоящим Федеральным законом с таможенными органами иностранных государств по вопросам таможенного дела;
  • осуществляют в пределах компетенции информационное взаимодействие с органами государственной власти, иными органами и организациями;
  • разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты информации, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
  • о взыскании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов, процентов и пеней и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
  • об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов;
  • о признании имущества бесхозяйным;
  • о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
  • о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности;
  • в иных случаях, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
  • беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения посещают в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке материалов, сообщений и заявлений о преступлениях, а также материалов, сообщений и заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие административного правонарушения, рассмотрение которых отнесено к компетенции таможенных органов, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомятся с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке материалов, сообщений и заявлений о преступлениях, а также материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела;
  • реализуют иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Права таможенных органов могут быть использованы исключительно при осуществлении задач и функций, возложенных на таможенные органы.

Основными критериями оценки работы таможенных органов являются:

  • скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
  • своевременность и полнота поступления таможенных платежей;
  • эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Правительство Российской Федерации, исходя из основных критериев оценки работы таможенных органов, определяет систему показателей, порядок и методику их мониторинга. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в области таможенного дела, в том числе исходя из основных критериев оценки работы таможенных органов, определяет перечень показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов, порядок и методику их мониторинга, порядок участия в таком мониторинге должностных лиц, а также контролирует исполнение показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов.

Информация о результатах мониторинга показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов доводится до общего сведения путем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в сети «Интернет» и (или) иным способом.

Права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием водных и воздушных судов таможенных органов.

При осуществлении таможенного контроля с использованием водных и воздушных судов таможенных органов эти органы вправе:

  • при обнаружении признаков того, что на транспортном средстве незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, останавливать такое транспортное средство и проводить его таможенный досмотр;
  • задерживать находящихся на транспортном средстве лиц, подозреваемых в совершении преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
  • преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации водные суда, убывшие с территории Российской Федерации без разрешения таможенных органов, в прилежащей зоне Российской Федерации до захода их в территориальное море иностранного государства, если преследование было начато во внутренних водах, в территориальном море Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;
  • при обнаружении признаков административного правонарушения в области таможенного дела задерживать транспортные средства для их последующего изъятия или ареста в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и Федеральным законом Российской Федерации «О таможенном регулировании…», осуществлять сопровождение транспортных средств, в том числе с размещением на них должностных лиц таможенных органов.

Экипажам водных и воздушных судов таможенных органов предоставляется право:

  • безвозмездного использования водного и воздушного пространства Российской Федерации, акваторий морских и речных портов, их причалов и иных водных причальных сооружений, а также аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) на территории Российской Федерации независимо от их принадлежности и предназначения;
  • безвозмездного пользования преимущественным правом входа в порт и выхода из порта в порядке, согласованном с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
  • безвозмездного получения навигационной, гидрометеорологической, гидрографической и иной информации;
  • безвозмездного обеспечения полетов и судовождения.

Права таможенных органов по остановке транспортных средств. Таможенные органы вправе останавливать автомобильные транспортные средства, в том числе не осуществляющие международных перевозок товаров, в целях проверки соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации путем проверки товаров и документов на них.

Самостоятельно таможенные органы могут останавливать автомобильные транспортные средства в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет три с половиной тонны и более, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации, а также на территориях Республики Алтай, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия – Алания, Чеченской Республики, Алтайского края, Ставропольского края, Астраханской области, Брянской области, Волгоградской области, Курганской области, Ленинградской области, Новосибирской области, Омской области, Оренбургской области, Псковской области, Самарской области, Саратовской области, Смоленской области, Тверской области, Тюменской области, Челябинской области и города федерального значения Санкт-Петербурга.

В других местах остановка автомобильных транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами. Остановка автомобильного транспортного средства осуществляется по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа или по требованию уполномоченного должностного лица органов внутренних дел.

Лицо, управляющее автомобильным транспортным средством обязано по требованию уполномоченных должностных лиц остановить автомобильное транспортное средство и предъявить указанное транспортное средство, находящиеся в нем товары и документы на них уполномоченному должностному лицу таможенного органа для проведения таможенного контроля.

В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля время проверки таможенными органами товаров и документов на них и фиксации результатов проверки не может превышать два часа. Принудительное помещение указанных транспортных средств на территорию склада временного хранения или в иное место, являющееся постоянной зоной таможенного контроля, допускается при принятии решения о проведении таможенного досмотра, а также в случае возбуждения дела об административном правонарушении с вручением копии соответствующего решения или протокола перевозчику либо лицу, управляющему данным транспортным средством.

При этом такое транспортное средство может находиться на территории склада временного хранения или в ином месте, являющемся постоянной зоной таможенного контроля, в течение времени, необходимого для его разгрузки, за исключением случая, если такое транспортное средство подлежит изъятию или аресту в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях либо в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Об остановке автомобильного транспортного средства составляется акт, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику. Форма такого акта и порядок ее заполнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Вручение перевозчику (лицу, управляющему автомобильным транспортным средством) акта свидетельствует о завершении таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений. В указанном акте отражаются результаты проверки таможенных, иных документов и (или) сведений. По результатам таможенного контроля в отношении товаров составляются акты. Обязательность исполнения требований таможенных органов и их должностных лиц. Законные требования таможенных органов и их должностных лиц при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения всеми лицами.

Неисполнение законных требований таможенных органов и их должностных лиц и совершение действий (бездействия), препятствующих исполнению ими должностных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами является важной составляющей системы государственного регулирования в сфере ВЭД. Оно заключается в передаче информации между органами исполнительной власти для осуществления таможенного оформления и контроля, при этом со стороны таможенных органов такое взаимодействие носит информационно образующий характер, а со стороны иных органов государственной власти – консультативный, аналитический и пояснительный. В результате такой согласованной работы более эффективно применяются меры таможенного регулирования, обеспечивается безопасность всех сфер жизни общества.

Особенности организационной структуры таможенных органов. Под организационной структурой таможенного органа следует понимать совокупность структурных подразделений, составляющих таможенный орган, порядок их соподчиненности, а также формы распределения между ними функций. Организационная структура существенно сказывается на реализации таможенным органом своих функций, что определяется, главным образом, степенью жесткости или устойчивости структуры. Так, орган управления с большой степенью жесткости организационной структуры способен функционировать лишь в строго заданных параметрах. Поэтому органы с устойчивой, узкоспециализированной структурой создаются тогда, когда заранее известны все те функции, для осуществления которых они предназначаются.

Однако если социальные процессы, нуждающиеся в упорядочении, представляются неопределенно изменяющимися, то, создавая соответствующую управляющую систему, нельзя задавать ей жесткую организационную структуру. В противном случае созданный орган (структурное подразделение) не сможет функционировать с необходимой эффективностью, поскольку жесткая организационная структура не позволит ему быть в достаточной мере восприимчивым к этим неопределенно изменяющимся процессам. Следовательно, чем сложнее и вероятнее поведение объекта управления, тем универсальнее, «свободнее» должна быть структура органа управления.

Однако универсализация организационной структуры таможенного органа может осуществляться до определенного предела. Это обусловлено тем обстоятельством, что вместе с универсальностью организационной структуры органы управления приобретают своеобразную расплывчатость, аморфность, в результате чего возникают дополнительные трудности в определении взаимоотношений между структурными подразделениями органов как «по вертикали», так и «по горизонтали».

Таким образом, в зависимости от того, насколько ход управляемых процессов поддается предсказанию, создаются органы управления с узкоспециализированной (жесткой) либо универсальной организационной структурой. Гибкость организационной структуры позволяет максимально эффективно осуществлять те функции, для реализации которых предназначен орган управления. Структура любого таможенного органа формируется в результате сознательной деятельности.

На ее становлении непосредственно сказывается влияние тех целей, которые сотрудники рассчитывают достичь, создавая структуру конкретного органа. И это очевидно, ибо каждая структурная единица (подразделение) таможенного органа обеспечивает выполнение запрограммированных функций. Именно необходимость выполнения определенных функций обусловливает создание того или иного органа или его структурного подразделения. Таким образом, в процессе проектирования таможенного органа путем сознательного предвидения функций, для осуществления которых он предназначается, формируется его организационная структура.

В федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области таможенного дела, РТУ и таможнях, являющихся частями организационной структуры таможенной системы, в соответствии с видами осуществляемых ими функций существуют три вида структурных подразделений:

  • оперативные (таможенного оформления и таможенного контроля, экономической работы и правоохранительной деятельности);
  • функциональные (кадровые, финансово-плановые, правовые, информационного обеспечения, хозяйственные, материально-технического снабжения и обеспечения и др.);
  • штабного типа (организационно-инспекторские, организационно-аналитические, оперативно-дежурные и др.).

Следует отметить, что такая классификация структурных подразделений является наиболее общей. Она позволяет получить представление лишь о первичном распределении функций среди структурных подразделений таможенного органа. Однако, как уже отмечалось, объективно существующий процесс разделения труда вызывает необходимость последующего, более детального и глубокого расчленения основных функций и функций управления и закрепления их за соответствующими подразделениями.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства. Между функциями и организационной структурой существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, исходя из которых, по общему правилу, конкретная функция закрепляется за структурным подразделением таможенного органа. Для успешного осуществления этой функции данное подразделение наделяется соответствующими правами и несет ответственность за ее реализацию. Однако если некоторые функции тесно связаны между собой и близки по своему содержанию, то вовсе не обязательно для реализации каждой из них создавать самостоятельное подразделение.

Решение вопросов об организации структуры таможенного органа должно опираться на соблюдение таких важнейших требований к структуре органа управления, как простота и экономичность. При этом важную роль играет система категорирования таможенных органов.

Очевидно, что чрезмерно сложная организационная структура усложняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на его содержание. Поэтому новые структурные подразделения в таможенных органах создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими какой-либо функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции сотрудниками, работающими в других подразделениях.

Необходимость структурной перестройки может обусловливаться различными факторами, главнейшими из которых являются:

  • изменения в объеме и характере решаемых задач и осуществляемых функций;
  • усиление технической базы и профессиональной подготовки личного состава;
  • изменение социально-экономической и административно-территориальной характеристик обслуживаемой территории;
  • повышение требований к оперативности и обоснованности принимаемых решений.

Эти, а также некоторые иные факторы необходимо учитывать и для правильного построения организационной структуры вновь создаваемых структурных подразделений. На практике под влиянием рассматриваемых факторов создается положение, когда в структуре таможенных органов, находящихся на одном уровне иерархии, имеются определенные отличия. Однако следует иметь в виду, что любая индивидуальная структура разрабатывается на основе типовых (примерных) структур, которые позволяют при создании органов исключить излишние звенья, должности, а также служат своеобразным препятствием на пути необоснованной перестройки организационной структуры.

Данное убеждает в том, что проблема совершенствования структуры любого органа управления является весьма сложной. Наиболее очевидным является наличие двух противоречивых тенденций: с одной стороны, структура должна быть, по возможности, достаточно простой и экономичной; с другой стороны, развитие нашего общества предъявляет к таможенным органам все новые и возрастающие требования (улучшение стиля работы, повышение ее эффективности, освоение новых форм и методов оперативно-служебной деятельности и т.д.), что зачастую вызывает необходимость создания дополнительных структурных подразделений.

Однако при создании организационной структуры и ее перестройки совершенно недопустимо отдавать предпочтение какой-либо из этих тенденций в ущерб другой. Задача состоит в том, чтобы проблема организационной структуры во всех случаях решалась на строго научной, а не на субъективной основе. Поэтому совершенствование структуры органа управления одновременно предполагает исключение как организационного консерватизма, так и постоянного стремления к необоснованным организационным перестройкам.

Выбор структуры управления и постоянное ее совершенствование является актуальной задачей для таможенных органов, т.к. во многом от нее будет зависеть достижение ими своих целей. Структура меняется и совершенствуется при изменении внешней среды, задач организации и т.д. Таким образом, деятельность по реализации функций управления вызывает необходимость четкого организационного построения системы, создания организационной структуры таможенного органа, установление согласованности составляющих его элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа.

На становление единой системы таможенных органов существенно повлияли определенные политические, экономические, социальные условия и предпосылки, складывающиеся в стране и в мире. В этой связи формирование и развитие единой системы таможенных органов Российской Федерации, обеспечение ее дееспособности прошло ряд этапов, имеющих свои особенности. Переломным моментом в формировании структуры таможенных органов по праву можно считать принятие Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», определяющего порядок прохождения службы в таможенных органах.

Самым непосредственным и радикальным образом отразилась на системе, структуре, задачах, функциях и правомочиях таможенных органов проводимая в стране административная реформа. Не менее значимые факторы, определяющие условия и направления модернизации и развития системы таможенных органов и их структуры, представлены в таких ключевых документах, как Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Интересно
Ведущим фактором данных преобразований является задача успешного осуществления таможенного дела, которая возлагает на таможенные органы обязанности разрабатывать и внедрять в практику своей деятельности прогрессивные таможенные технологии, проводить кадровую политику, направленную на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами и оптимизацию ее организационной структуры и т.д.

Необходимо отметить то, что в условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, возросших проблем в деятельности Всемирной торговой организации (ВТО), возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью. ВТО также считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

Это означает, что будут реализовываться мероприятия, направленные на изменение структуры, расширение и укрепление системы таможенных органов (оптимизация их количества и мест нахождения), совершенствование организации и функционирования таможенных органов, укрепление кадрового потенциала таможенных органов и социального статуса их сотрудников. Современная организация таможенного дела не сводится к количественному росту таможенных органов, увеличению их штатной численности.

Все большее значение приобретает совершенствование организационной структуры таможенных органов, адекватной их функциональному назначению. Эти факторы оказывают решающее воздействие на качественное состояние организации таможенного дела, результативность и последствия его осуществления. Совершенствование организационной структуры – это последовательный, сложный и динамичный процесс.

Суть проблемы состоит в том, чтобы эта структура организационно обеспечивала успешную реализацию функций, закрепленных за каждым звеном и всей системой таможенных органов. Под этим углом следует рассматривать проблему распределения полномочий и функций между таможенными органами. В этой связи совершенствование организации единой системы таможенных органов является решающим условием и средством эффективности осуществления таможенного дела.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)