Управление деятельностью таможенных органов с учетом рисков

Как показывает опыт разработки системы управления рисками, управление деятельностью таможенных органов в условиях риска основывается, главным образом, на опыте, интуиции и соображениях «здравого смысла» руководителей.

Условно все рисковое пространство при управлении таможенными органами можно ограничить следующими координатами:

  • структурно-функциональная координата, отражающая четырехуровневую организацию системы таможенных органов;
  • координата, учитывающая вид управления (стратегическое, оперативное, тактическое);
  • координата, отражающая среду происхождения риска (внешняя, внутренняя).

Очевидно, что каждая точка в этом пространстве – это риск реализации той или иной функции каким-либо элементом системы таможенных органов.

Положение каждой точки в этом пространстве отвечает на следующие вопросы:

  • работа какого элемента системы таможенных органов рассматривается и какая при этом реализуется функция (задача)?
  • к какому виду управления относится эта функция (стратегическому, тактическому или оперативному)?
  • каковы источники риска (внешние или внутренние)?

В свете сказанного рассмотрим риски в деятельности системы таможенных органов, начиная с верхнего уровня иерархии. Формально на самом высоком уровне система таможенных органов России представляется как «Федеральная таможенная служба России». Рассматривая ФТС России в качестве объекта управления, субъектом управления является Правительство России. Основные функции в такой системе определяются государственной политикой в области таможенного дела. Если рассматривать таможенные органы как единую систему, то, в соответствии со ст. 253 ФЗ289101, этих функций – тринадцать.

Совершенствование государственной политики в сфере таможенного дела предполагается проводить по следующим направлениям:

  • таможенное регулирование;
  • эффективная реализация фискальных функций;
  • таможенная инфраструктура;
  • информационно-техническое обеспечение;
  • правоохранительная и антикоррупционная деятельность;
  • международное сотрудничество;
  • институциональное развитие;
  • укрепление кадрового потенциала;
  • развитие социальной сферы.

Эти направления можно принять за исходные для введения классификационных признаков таможенных рисков. Безусловно, каждое из этих направлений следует рассматривать как проблемное, включающее в себя очень большой перечень задач, решение которых возлагается, в том числе и главным образом, на таможенные органы нижнего уровня в соответствии с их компетенциями. Реализация этих направлений на уровне ФТС России относится к области стратегического управления. Наиболее значимыми рисками здесь являются экономические, финансовые и законодательные.

Экономические риски. Они обусловлены возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, замедлением темпов роста инвестиционной активности, спадом промышленности и другими негативными явлениями, приведут к снижению объемов внешнеторгового оборота и, как следствие, к большим потерям в бюджете страны. До конца неясны и последствия вступления России во Всемирную торговую организацию, поскольку это существенно изменит ситуацию на внутренних и внешних рынках. Это же можно сказать и в отношении образования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, а, в последующем, и присоединения к Союзу Республики Киргизии и Республики Армении. Финансовые риски.

Такие риски обусловлены возможностью уменьшения объемов бюджетного финансирования, что может стать первопричиной снижения эффективности реализации нынешней Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Законодательные риски. В условиях присоединения к ВТО и интеграции российской экономики в международное экономическое пространство существенно изменятся границы правого пространства деятельности таможенных органов. Это касается, прежде всего, тарифных и нетарифных ограничений, валютного регулирования, административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В рассматриваемой точке рискового пространства (уровень ФТС, стратегическое управление) в большей степени проявляются внешние риски. Вероятностная составляющая внешних рисков невелика, но зато весьма «тяжеловесна» составляющая потерь. Можно предположить, что эти риски имеют распределение редких событий (закон Пуассона).

Роль внутренних рисков также существенна. К источникам этих рисков можно отнести ошибки в таможенно-тарифной политике, структурно-функциональные и кадровые изменения, несовершенства в социальной сфере и др. Однако прогнозирование этих рисков – весьма трудная задача, а время принятия и исполнение управленческого решения (revolvetime) может исчисляться годами.

При переходе к анализу и оценке рисков на 2м уровне управления – уровне региональных таможенных управлений – видно, что характер рисков несколько меняется. Здесь во все большей мере решаются задачи оперативного управления. Существенное значение при оценке рисков приобретает товарно-географический фактор. Так, например, для Южного таможенного управления – это контрабанда наркотиков и оружия, для Дальневосточного – контрабанда морепродуктов, для Сибирского – проблемы вывоза лесакругляка. Прогнозировать эти рисковые ситуации легче, нежели ситуации, относящиеся к стратегическому управлению. Здесь влияние внешних и внутренних источников рисков, очевидно, находится в определенном балансе.

В самом деле, что сильнее влияет на составляющую потерь для бюджета и безопасности России в целом – грубые и сознательные нарушения правил международной торговли со стороны дальневосточных соседей или отсутствие должной профессиональной подготовки, а порой продажность и бесчестие чиновников различных властных структур (в том числе и таможенных органов)? Борьба с коррупцией, конечно, – это не только проблема таможенных органов, а проблема общегосударственного масштаба.

Третий и четвертый уровни управления таможенных органов (таможни и таможенные посты) можно объединить, поскольку на этих уровнях решаются практически одинаковые задачи тактического характера. Риски в данной сфере деятельности наиболее изучены. Дело в том, что на этом уровне решается центральная задача таможенных органов – таможенное оформление товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу России. Здесь в равной степени присутствуют внешние и внутренние риски. Пожалуй, эта область в рисковом пространстве является самой актуальной в управлении таможенными органами. Об этом свидетельствует достаточно представительный перечень официальных документов и научных разработок.

Управления рисками (этап 1, рис. 5.6) начинается с определения объектов анализа, области рисков, индикаторов рисков. Методология этого этапа на протяжении лет продолжает совершенствоваться. Об этом свидетельствует хронология официальных документов. Все множество объектов (а это товары и внешнеэкономические операции) делятся на 7 групп (табл. 5.4)

Управление деятельностью таможенных органов с учетом рисков

Каждой из этих групп ставился набор критериев.

Например, для того, чтобы товар был отнесен к группе риска, достаточно выполнение одного из четырех критериев:

  • объемы ввоза-вывоза обеспечивают поступление наибольших сумм платежей;
  • высокие адвалорные ставки ввозных таможенных пошлин;
  • установлены комбинированные или специфические ставки ввозных таможенных пошлин;
  • объемы их ввоза по данным таможенной статистики России значительно меньше объемов их вывоза по данным таможенных статистик странконтрагентов, а риск таможенных платежей проверяется по одному критерию – сумма таможенных платежей, подлежащих уплате, в расчете за единицу товара, менее установленной величины (графа 47 ГТД).

Как мы видим, эти критерии фактически устанавливали допустимые границы наблюдаемого показателя. Случай нарушения этих границ фиксировался как риск. Принимая во внимание определения, сгруппированные объекты анализа – это области риска, а перечень критериев – индикаторы риска. В этом документе представлен более конкретный и расширенный перечень (8 пунктов) объектов анализа. Этот перечень включает в себя не только товары, транспортные средства, деятельность участников ВЭД и результаты применения форм таможенного контроля, но и сведения, содержащиеся во всем пакете документов, представляемых для таможенного оформления, и (что важно!) – таможенные органы.

Интересно
Последнее обстоятельство прямо указывает на то, что сами таможенные органы являются источниками рисков. В более поздних документах информация об объектах риска (областях риска) и критериях их оценки (индикаторах риска) структурно представлена несколько иначе и в более уточненном виде. Отметим, что работа по этому «уточнению» является значительной частью и предметом постоянных и особых забот ответственных лиц, занимающихся развитием и совершенствованием СУР ТС РФ.

Основным подразделением, отвечающим за разработку и внедрение СУР ТС РФ, является Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России (ГУОТО и ТК). На уровне РТУ таким подразделением является отдел контроля и применения СУР (ОК и ПСУР), а на уровне таможни – отдел применения СУР таможни (ОПСУР). Эти подразделения находятся в отношениях строгой соподчиненности. Значительная роль в СУР ТС РФ принадлежит компонентам информационного и кадрового обеспечения. Общую технологию автоматизированного анализа рисков и принятия решений можно представить так (рис. 5.7). Отметим, что перечень управляющих решений ограничен формами таможенного контроля. Согласно схеме на рис. 5.1, каждая форма таможенного контроля – это Хос.

Процедура анализа рисков и принятия решений в данном представлении может иметь два исхода: либо анализируемая входная ситуация отражена в каком-либо из существующих профилей риска (это устанавливается либо автоматически после программной обработки электронной копии ГТД, либо вручную, по памяти инспектора), либо нет. Однако на этом этапе инспектор может обратиться к уточнению сведений, заявленных в ГТД в соответствующие отделы таможни. В общем случае у должностного лица таможенного органа имеется возможность выбора той или иной меры по минимизации риска в соответствии с классификатором этих мер. Вообще же действия уполномоченных должностных лиц в этих ситуациях регламентированы документами.

Управление деятельностью таможенных органов с учетом рисков

Инспектор, как и любое уполномоченное должностное лицо или структурная единица таможенного органа, может быть инициатором разработки нового профиля риска (проекта профиля риска). В этом случае действия должностных лиц регламентируются положениями учебного пособия «Риски в управлении». Процесс разработки проекта профиля риска в профиль риска строго регламентирован.

Профили рисков имеют сложившуюся схему классификации (рис. 5.8). Общероссийский профиль риска действует по всем таможенным органам России, региональный – рамках РТУ, а зональный – в зоне деятельности таможни. Все профили имеют свое «время жизни». Самыми краткосрочными из них являются срочные профили риска. Эти профили оперативно доводят информацию должностным лицам о применении мер по минимизации риска к конкретной партии товара до завершения таможенного оформления.

Управление деятельностью таможенных органов с учетом рисков

Продолжая вопрос классификации рисков, следует указать и на то, что существуют еще один признак классификации, учитывающий способ представления и использования профилей. В соответствии с этим признаком имеются автоматические профили рисков, автоматизированные и неформализованные. Последние из них доводятся до таможенных органов на бумажном носителе.

Автоматические риски доводятся до таможенных органов в электронном виде. Риски по ним выявляются программно без участия должностного лица. Очевидно, что с улучшением информационного и программного обеспечения «вес» этих рисков будет возрастать. Что касается автоматизированных рисков, то они, как и автоматические, доводятся до таможенных органов в электронном виде. Однако область их действия шире: инспектор, помимо мер, выявленных программным путем, может использовать и другие по своему усмотрению.

Профили риска – достаточно гибкий инструмент управления. Кроме профилей риска используются еще и ориентировки. Ориентировки не предписывают обязательных действий инспектору, но содержат информацию, на которую следует обратить особое внимание при таможенном контроле и оформлении.

В настоящее время решение проблемных вопросов управления деятельностью таможенных органов на основе совершенствования системы управления рисками – наиболее значимо и перспективно. Примеры стран ЕС, США, Канады, Австралии и др. убедительно продемонстрируют эффективность реализации такого подхода. Наиболее актуальными вопросами в деле совершенствования системы управления рисками в таможенной службе России являются вопросы методического обеспечения.

Здесь необходимо учитывать специфику российских условий. Наиболее ощутимые результаты в этом направлении достигнуты в ЮТУ, СЗТУ и ЦТУ. В целях совершенствования и координации применения системы управления рисками (СУР), а также обеспечения оперативного контроля за деятельностью таможенных органов Российской Федерации в декабре 2012 года в структуре ФТС России создано Управление рисков и оперативного контроля (приказ ФТС России от 9.10.2012 № 2023).

Используемая в таможенных органах система управления рисками базируется на международных стандартах Всемирной таможенной организации и принципах риск-менеджмента, а также включает положения, содержащиеся в следующих основополагающих документах в области системы управления рисками:

  • Генеральном приложении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) в редакции 1999 г. (глава 6. Таможенный контроль);
  • Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации (в редакции 2012 г.);
  • Соглашении Всемирной таможенной организации по упрощению процедур торговли (9я Министерская конференция Всемирной таможенной организации, о. Бали, Индонезия, декабрь 2013 г.);
  • ГОСТ Р ИСО 310002010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» (международный стандарт 180 31000:2009);
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 310102011 Национальный стандарт Российской Федерации «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (международный стандарт 180/1ЕС 31010:2009 «Управление рисками принципы и руководство»);
  • ГОСТ Р 518972011/Руководство ИСО 73:2009. Национальный стандарт Российской Федерации. «Менеджмент риска. Термины и определения».

Так, стандарты шестой главы Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) в редакции 1999 г. определили базовые подходы к применению СУР при проведении таможенного контроля: В соответствии со Стандартом 6.2. таможенный контроль сводится к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. При этом Стандарт 6.3. определяет, что при проведении таможенного контроля таможенная служба использует систему управления рисками. В Стандарте 6.4. отражено, что таможенная служба применяет анализ рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, которые должны быть проверены, и степени такой проверки.

В соответствии со Стандартом 6.8. в целях совершенствования таможенного контроля таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками торговой деятельности и заключению меморандума о взаимопонимании. Правовую основу применения СУР в Российской Федерации составляют положения Федерального закона Российской Федерации «О таможенном регулировании в Российской Федерации…», а также ведомственных нормативных и иных правовых актов. В соответствии со ст. 313 Федерального закона Российской Федерации «О таможенном регулировании в Российской Федерации…» процесс управления рисками реализуется на всех уровнях системы таможенных органов с учетом полномочий, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

На основании оценки рисков таможенные органы применяют формы таможенного контроля, меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, предусмотренные ТК ЕАЭС и Федеральным законом Российской Федерации «О таможенном регулировании в Российской Федерации…», а также иные меры, к которым относятся:

  • меры, связанные с передачей полномочий по принятию решений в области таможенного дела вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий таможенный орган;
  • меры, предусматривающие проведение сверки сведений, заявленных в таможенной декларации, со сведениями, содержащимися в документах, представленных таможенному органу, в регионе деятельности которого находится товар;
  • иные меры, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Результаты анализа применения мер по минимизации рисков, полученные в ходе реализации процесса управления рисками используются таможенными органами при подготовке предложений об актуализации и отмене профилей рисков. Виды, форма и структура профилей рисков, методик анализа рисков, предложений об актуализации или отмене профилей рисков, а также иных документов, разрабатываемых и используемых таможенными органами для целей применения системы управления рисками, включая порядок их заполнения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Развитие СУР осуществляется в соответствии с целями и задачами Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Согласно Стратегии развития таможенной службы СУР является основным инструментом определения объектов и форм таможенного контроля. Целью развития риско-риентированного подхода при проведении таможенного контроля является создание «умной», гибкой, информационно-насыщенной, самонастраивающейся системы управления рисками. Это будет достигнуто за счет реализации мероприятий, направленных на совершенствование всего цикла управления рисками.

Основными задачами в этой области являются:

  • соблюдение одного из важнейших принципов Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур о проведении таможенного контроля на минимальном уровне, необходимом для соблюдения законодательства;
  • повышение уровня автоматизации процессов выявления рисков на всех стадиях совершения таможенных операций (при получении предварительной информации о ввозе товаров, при их прибытии в пункт пропуска, при декларировании и при проверках после выпуска товара);
  • внедрение технологии автоматической оценки уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени;
  • выстраивание организационной структуры для создания действенного механизма по оперативному реагированию на возникающие рисковые ситуации и их пресечению;
  • расширение информационных ресурсов для анализа рисков путем интенсификации сотрудничества с иными государственными органами в рамках технологий межведомственного взаимодействия, зарубежными таможенными администрациями, профессиональными объединениями импортеров, крупными производителями товаров, отраслевыми союзами и ассоциациями, использование иных источников информации;
  • использование в аналитической работе при реализации процесса управления рисками программных средств с возможностью интеллектуального анализа больших массивов данных;
  • расширение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность, основанного на принципах обмена результатами применения системы управления рисками, сопряжения информационно-программных средств, путем внедрения межведомственных карт (профилей) рисков на отдельные категории товаров (требующих межведомственного взаимодействия);
  • углубление сотрудничества с таможенными администрациями иностранных государств по взаимодействию в управлении рисками;
  • интеграция сегментов системы управления рисками таможенных служб государств членов Союза;
  • выстраивание взаимодействия на основе соглашений о сотрудничестве в области управления рисками;
  • проведение международных сопоставлений эффективности управления рисками; совершенствование подходов в оценке деятельности участников внешнеэкономической деятельности для дальнейшего стимулирования выстраивания модели поведения участников внешнеэкономической деятельности, характеризующих их как добросовестных и законопослушных.

В целях установления единых подходов к управлению, реализации и совершенствованию СУР приказом ФТС России утверждена Стратегия и тактика применения СУР, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений).

Процесс управления рисками в таможенном деле представляет собой совокупность действий, направленных на минимизацию риска наступления неблагоприятного события и оптимальное использование кадровых, технических, информационных, материальных, финансовых и других ресурсов таможенных органов и включает в себя:

  • сбор и изучение информации о деятельности лиц и результатах совершения таможенных операций;
  • оценку рисков;
  • разработку профилей рисков;
  • воздействие на риски;
  • мониторинг и анализ результатов принятых мер по минимизации рисков;
  • актуализацию и отмену профилей рисков (при необходимости).

В соответствии со Стратегией и тактикой применения СУР в целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, таможенными органами проводится анализ и оценка риска. При анализе и оценке риска применяются информационно-программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС), включающие системы управления базами данных, системы быстрой (в том числе визуальной) разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.

Анализ и оценка рисков осуществляются должностными лицами таможенных органов с использованием методов оценки рисков и алгоритмов определения областей и индикаторов риска, разработанных таможенными органами с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа.

С помощью целевых методик анализа рисков автоматизируется процесс проведения таможенными органами оценки рисков. Результат оценки риска является основой для разработки профиля риска или принятия решения о необходимости применения мер по минимизации рисков. Профиль риска является базовым инструментом системы управления рисками, позволяющим воздействовать на риск и его минимизировать. Профиль риска представляет собой документ, содержащий сведения об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.

Профиль риска формируется в случае выявления по результатам анализа и оценки риска высокого уровня риска нарушения Законодательства. Процесс формирования профиля риска предусматривает необходимость участия должностных лиц таможенных органов из различных структурных подразделений и определенный механизм его утверждения, при котором на каждом из этапов его прохождения оценивается риск нарушения таможенного законодательства и обоснованность содержащихся в нем мер по минимизации рисков. Результаты применения профилей рисков учитываются в информационных ресурсах таможенных органов и на постоянной основе анализируются в целях подготовки предложений об актуализации или отмене профилей рисков.

Оценка и контроль эффективности применения мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, осуществляется ФТС России на основе показателей, а также методик их расчета и оценки. В 2019 году в целях предотвращения случаев перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением требований актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, таможенными органами утверждено и актуализировано 64 989 профилей рисков, из них 1 136 общероссийских, 1 992 региональных и зональных, 61 861 целевой (в 2018 году – 57 284 профиля риска, из них 851 общероссийский, 2 888 региональных и зональных, 53 545 целевых).

Интересно
В результате применения мер по минимизации рисков в рамках системы управления рисками (далее – СУР) таможенными органами в 2019 году возбуждено 48 246 дел об АП и 543 уголовных дела, дополнительно взыскано более 32 млрд. рублей, принято 29 084 решения об отказе в выпуске товаров и 17 668 решений о запрете ввоза/вывоза товаров. Доля результативных таможенных досмотров увеличилась с 27,8% в 2018 году до 28,2% в 2019 году.

ФТС России продолжена работа по совершенствованию и развитию субъектно-ориентированной модели СУР, предусматривающей дифференцированное применение мер таможенного контроля в зависимости от категории уровня риска лица, совершающего таможенные операции, что позволяет существенно снизить в отношении добросовестных участников ВЭД количество и частоту применения мер таможенного контроля, перенося его основной объем на этап после выпуска товаров, и сконцентрировать основные усилия на наиболее рисковых поставках. В рамках проводимой работы по совершенствованию автоматизированного категорирования лиц, совершающих таможенные операции, снижены требования к количеству ДТ, необходимому для отнесения к категории низкого уровня риска.

Проведенные мероприятия предоставили возможность для отнесения к категории низкого уровня риска дополнительно 1,5 тыс. добросовестных субъектов малого и среднего бизнеса. В целях уменьшения влияния фактов привлечения участника ВЭД к административной ответственности при совершении им незначительного правонарушения и небольших суммах наложенных административных штрафов внедрена дополнительная дифференциация учета количества фактов привлечения к административной ответственности и тяжести совершенных административных правонарушений, а также дифференцированная оценка суммы штрафов и стоимости конфискованных товаров.

По состоянию на 1 января 2020 года к категории низкого уровня риска отнесено 10 664 участника ВЭД (по состоянию на 1 января 2019 года – 9 022 участника ВЭД), из которых 5 971 (56%) включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. На долю организаций, отнесенных к категории низкого уровня риска, приходится порядка 67% от общего количества оформленных в 2019 году ДТ и 81% от общей суммы подлежащих уплате таможенных платежей. К категории высокого уровня риска отнесено 9 659 участников ВЭД, среднего уровня риска – 96 345 участников ВЭД (рис. 5.).

С 21 марта 2019 года на официальном сайте ФТС России в сети Интернет в разделе «Сведения о внешнеэкономической деятельности организации» Личного кабинета участника ВЭД реализован сервис «Категории уровня риска», позволяющий информировать участника ВЭД о категории уровня риска, присвоенной ему в соответствии с Порядком автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности.

Данный сервис предусматривает визуализацию результатов проверки деятельности участников ВЭД по основным «блокирующим» критериям, а также информации о возможном повышении уровня риска, если итоговое значение оценки деятельности менее чем на 10% отличается от порогового значения, предусматривающего переход в более высокую категорию риска. Сервис доступен лицам, зарегистрировавшимся в установленном порядке в Личном кабинете участника ВЭД и подписавшим Хартию добросовестного участника внешнеэкономической деятельности. Его реализация позволит повысить уровень транспарентности и предсказуемости при совершении таможенных операций.

Управление деятельностью таможенных органов с учетом рисков

Вопросы дальнейшего совершенствования категорирования участников ВЭД обсуждались 25 октября 2019 года с участием представителей ФТС России, федеральных органов исполнительной власти, крупных компаний – импортеров/экспортеров и их объединений в рамках круглого стола на тему «Оценка добросовестности организаций. Реформы и перспективы» Международного таможенного форума – 2019.

В рамках модернизации существующих информационно-программных средств проведена работа по дополнению АИС «ЦРСВЭД» («Электронное досье» участника ВЭД) сведениями из ФНС России, АС «Валютный контроль» и АИС «Правоохрана». По результатам проведенного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации совместно с НИУ «Высшая школа экономики» расчета индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций ФТС России заняла лидирующую позицию среди 12 контрольно-надзорных органов – 618 баллов, опережая ближайшего преследователя (Роструд) на 95 баллов.

Одним из основных показателей, обеспечившим лидерство ФТС России, стал показатель «Умный контроль», сформированный на основе оценки уровня применения рискориентированного подхода при организации и проведении контрольных мероприятий. По данному показателю ФТС России почти в два раза опережает все остальные федеральные органы исполнительной власти, принимавшие участие в исследовании. В рамках реализации задач, определенных Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года, ФТС России проведен ряд мероприятий, направленных на обеспечение таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и декларируемых таможенным органам.

Проведена системная работа, направленная на повышение качества администрирования процессов контроля таможенной стоимости и обеспечение единообразия при его осуществлении, в том числе в рамках применения СУР. По результатам проведения контроля таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в 183 тыс. ДТ были внесены изменения в сведения о таможенной стоимости товаров, в результате которых дополнительно взыскано в федеральный бюджет более 20,6 млрд. рублей.

При этом произошло снижение на 37,5% сумм, возвращенных из федерального бюджета таможенных платежей по решениям судебных органов и по результатам проведенного ведомственного контроля – с 1,6 млрд. рублей в 2018 году до 1 млрд. рублей в 2019 году. ФТС России начиная с 2011 года проводится работа по унификации подходов и обеспечению единообразия при администрировании таможенного контроля таможенной стоимости товаров на всей территории ЕАЭС в рамках деятельности рабочей группы при ОКТС по развитию СУР в таможенных органах государств – членов ЕАЭС15 (далее – Рабочая группа), в результате которой унифицируются критерии рисков и определяются области рисков. Унификация методологических и практических вопросов реализации СУР по направлению контроля таможенной стоимости направлена на обеспечение уплаты таможенных платежей в полном объеме и создание равных конкурентных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности на всей территории ЕАЭС.

Рабочей группой в 2019 году были проведены мероприятия по определению и поддержанию в актуальном состоянии перечня категорий товаров, наиболее значимых при контроле таможенной стоимости товаров и обеспечении собираемости таможенных платежей, разработке единых подходов к применению мер по минимизации рисков, подготовке и рассмотрению предложений о разработке профилей рисков в целях их применения всеми таможенными службами, обмену опытом в части инструментов СУР, используемых при проведении таможенного контроля. Дальнейшая работа в данном направлении будет продолжена в соответствии с планом работы Рабочей группы на 2020 год, утвержденным решением ОКТС от 21 ноября 2019 г. № 33/2.

Стратегия применения таможенными органами системы управления рисками заключается в достижении целей, предусмотренных п. 3 ст. 378 ТК ЕАЭС, ст. 312 Федерального закона Российской Федерации «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Тактика применения системы управления рисками определяет совокупность приемов и методов системы управления рисками, а также порядок функционирования системы управления рисками и реализации процесса управления рисками, включая порядок действий должностных лиц таможенных органов при оценке рисков, разработке, согласовании, утверждении, доведении до таможенных органов, выявлении, актуализации и отмене профилей рисков, применении мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, и учете их результатов.

Тактика применения таможенными органами системы управления рисками определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если такая информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации. Информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичность и формы его проведения, критерии, характеризующие деятельность лиц, методика оценки критериев, условия отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска, условия дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также порядок проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Критериев, в соответствии с которыми осуществляется оценка эффективности применения системы управления рисками, достаточно много, при этом среди них ключевыми являются следующие показатели:

  • степень достижения целей таможенного контроля;
  • ресурсы таможенных органов, затрачиваемые на применение мер по минимизации рисков;
  • количество и доля объектов таможенного контроля, подвергнутых мерам по минимизации рисков;
  • результативность мер по минимизации рисков;
  • степень оптимальности распределения мер по минимизации рисков на разных этапах таможенного контроля, а также между этапами таможенного контроля до выпуска и после выпуска товаров и т.д.

Необходимо отметить, что мероприятия по совершенствованию системы управления рисками и показатели для их оценки предусмотрены также распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности». Порядок и методики мониторинга исполнения показателей нормативно урегулированы и позволяют некоммерческим организациям участвовать в оценке деятельности таможенных органов. Система управления рисками таможенной службы Российской Федерации непрерывно и интенсивно развивается на протяжении многих лет.

Реализация принципа выборочности при проведении таможенного контроля, основным показателем которого является снижение числа случаев проведения форм таможенного контроля до выпуска товаров и одновременной активизацией контроля после выпуска, является важнейшим направлением совершенствования деятельности таможенных органов, также, как и интеграция в единую систему управления рисками методов анализа, оценки и минимизации рисков, выбора объектов для контроля до выпуска или после выпуска товаров. Сегодня, в соответствии со стандартами Киотской конвенции, управление рисками в таможенной службе – это базисный принцип современных методов таможенного контроля, который позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая при этом эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеторговой деятельности от излишнего бюрократического контроля.

В соответствии с комментариями, данными Кунио Микурия – Генеральным секретарем ВТамО, «таможенные органы играют значимую роль в обеспечении соответствия мировой торговли стандартам и национальному законодательству. Изменения операционной среды таможен и многолетний рост объемов торговли и количества перевозок оказали влияние на подходы к управлению и решению задач, применяемые таможенными органами. Новые приоритеты правительств, наряду с появлением новых вызовов на границах, приводят многие таможенные администрации к поиску более структурированных и систематизированных способов управления рисками. В настоящее время, таможенным органам необходимо выявлять риски, где бы они ни возникали. Все чаще это должно происходить на самых ранних этапах поставки товара».

В таможенных органах Российской Федерации СУР применяется на всех основных этапах осуществления таможенного контроля: при прибытии, начале таможенного транзита, завершении таможенного транзита, при декларировании с применением декларации на товары, пассажирской таможенной декларации, декларации на транспортное средство и т.д., и охватывает все основные направления деятельности:

  • контроль за соблюдением запретов и ограничений;
  • правильность классификации по ТН ВЭД ЕАЭС;
  • начисление таможенных платежей, предоставление льгот по уплате таможенных платежей;
  • таможенной стоимости;
  • соблюдение прав интеллектуальной собственности;
  • валютный контроль;
  • контроль страны происхождения и правомерности заявления тарифных преференций;
  • контроль за перемещением делящихся и радиоактивных материалов и т.д.

Наряду с другими составляющими, изложенными в Таможенной стратегии 21го века Всемирной таможенной организации, а также стандартами и основополагающими принципами, изложенными в переработанной Киотской Конвенции и Рамочных стандартах, применение системы управления рисками является ключевым элементом современной системы таможенного администрирования. За счет автоматизации и получения исчерпывающей информации на более ранних этапах поставки товаров, таможенные органы получили возможность улучшить систему оценки рисков и проводить направленный таможенный контроль, с целью выявления наиболее серьезных рисков.

Адекватная, эффективная и результативная система контроля, в свою очередь, позволяет таможенным органам облегчить перемещение поставок с низким уровнем риска и способствовать выполнению приоритетных целей правительств по упрощению процедур торговли и перевозок. Таможенные органы должны стремиться к разумному балансу между обеспечением соблюдения законодательства и минимизацией издержек для облегчения торговли и государственного сектора.

Путем внедрения системы управления, основанной на оценке рисков, можно достичь баланса между необходимой степенью таможенного контроля и облегчением торговли. Ключевым аспектом такого подхода является активное побуждение участников внешнеэкономической деятельности к добровольному соблюдению законодательства (низкий риск), в целях сохранения ограниченных ресурсов для проведения более тщательного таможенного контроля и выявления наиболее серьезных рисков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)