Теоретические предпосылки управления таможенными органами с учетом рисков

Основная цель управления рисками (риск-менеджмента) – обеспечение максимальной эффективности управления хозяйственной организации в целом. Профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указаний о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения, профиль риска по видам делится на общероссийский, региональный и зональный.

Процесс принятия управленческих решений – совокупность трех последовательных стадий:

  • подготовки решения;
  • принятия решения;
  • реализации решения.

Система управления – система, в которой реализуются функции управления. Таможенное администрирование – это процедура (с позиций процессного подхода) или организация (с позиций организационного подхода) регулирования и контроля ВЭД России. Управление – процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объект переходит в требуемое (целевое) состояние.

Управление рисками:

  • Процесс принятия решений, которые минимизируют неблагоприятное влияние на организацию или лицо убытков, вызванных случайными событиями.
  • Систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю над применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

Управленческое решение – выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и направленный на достижение целей организации. Цель управления – выработка таких управляющих воздействий на объект управления, которые обеспечивали бы определенное значение критерия управления (в определенных границах, максимум или минимум и т.д.). Начало управлению деятельностью таможенных органов с учетом рисков было положено в 1999 году, когда был принят планграфик мероприятий ГТК России по снижению рисков при таможенном контроле (Приказ ГТК от 09.12.1999 № 857).

Необходимость реализации такого подхода в практике управления обусловливалась рядом обстоятельств объективного характера, среди которых надо отметить:

  • создание и развитие системы таможенных органов России в новых политико-экономических и географических условиях;
  • переход к открытой рыночной экономике, отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю и, как следствие, резкий рост внешнеторгового оборота;
  • курс России на вступление в ВТО/ГАТТ;
  • отсутствие опыта предпринимательства у большинства участников ВЭД;
  • постоянная эволюция структурной и кадровой составляющих системы таможенных органов.

Реальным воплощением такого подхода в управлении таможенными органами является ныне созданная система управления рисками в таможенной службе Российской Федерации (СУР ТС РФ). Ее создание юридически закреплено в ст. 312 Федерального закона «О таможенном регулировании…». Статья гласит: система управления рисками применяется таможенными органами в целях, предусмотренных п. 3 ст. 378 ТК ЕАЭС, а также для реализации принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля исходя из необходимости достижения максимальной эффективности при минимальных затратах на осуществление таможенного контроля.

В Положении о ФТС России в ст. 5.21 определено, что в Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия: определяет стратегию и тактику применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками, а также порядок использования таможенными органами информации, содержащейся в установленных профилях риска. Однако понятие «риски в управлении деятельностью таможенных органов» более широкое, чем понятие «риски при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств».

Понимание сути управления сложными объектами на основе концепции риска невозможно без акцентирования внимания на ряде исходных понятий, относящихся как предметной области изучения, так и к теории сложных систем, управления и риска. Понятие «таможенные органы» отождествляется с понятием сложной иерархической системы, элементы которой находятся в отношениях строгой соподчиненности. Исследование вопросов управления подобными системами возможно лишь при использовании методов теории управления сложными системами, системного анализа, исследования операций и других научных дисциплин.

Интересно
В рамках этих теорий все большее значение приобретают в некотором роде специфические подходы к управлению сложными системами, например, такие как «Управление качеством», «Управление персоналом» и, наконец, «Управление рисками». Изучая риски в деятельности таможенного органа, в качестве элементарного объекта управления будем рассматривать деятельность должностного лица любого отдела таможенного поста или таможни.

Отметим при этом, что невозможно в полном объеме формализовать его функции (действия) и, как следствие, принимать строго выверенные управленческие решения. Именно это обстоятельство объективно подтверждает существование риска в деятельности любого должностного лица. Особая нагрузка при этом выпадает на должностных лиц (инспекторов таможенного поста, группы досмотра и др.), уполномоченных принимать ответственные решения, ошибки которых могут вести к серьезным потерям для государства.

Для выяснения связи риска и управления при функционировании любого объекта следует иметь в виду, что этот объект должен трактоваться нами как простейшая система управления. Один из вариантов принципиальной схемы управления, отражающей условия возникновения фактора риска, показан на рис. 5.1. В ней традиционно выделяют следующие элементы: Хц и в соответствии с принятым алгоритмом управления – управляющее воздействие Хос.

Суть управления (рис. 5.1) сводится к обеспечению минимума величины ΔХ = ׀Хвых – Хц׀ Критерием управления является показатель, характеризующий качество управления. Здесь качество управления характеризуется величиной ΔХ. Очевидно, что чем меньше ΔХ, тем выше качество управления. Важно отметить, что причиной возникновения ΔХ, а, следовательно, и рисковых ситуаций, является наличие возмущений ξ (внешних и внутренних), от которых избавиться нельзя. Эти возмущения являются источниками рисков.

На рис. 5.2 также показаны верхнее Хц (верхн) и нижнее Хц (нижн) граничные значения Хц. Эти границы определяют допустимые (критические) пределы изменения Хц, и они устанавливаются экспертами. В случае, когда Хц (верхн) <Хц <Хц (нижн), наступает рисковая ситуация. Примером Хвых для таможни может служить сумма отчислений в федеральный бюджет государства, а Хц – плановое задание этого показателя.

Теоретические предпосылки управления таможенными органами с учетом рисков

Для обеспечения качественного управления существенное значение имеет фактор времени, а именно – интервал времени от момента получения информации о значении Х вых субъектом управления до момента начала исполнения управляющего воздействия Хос объектом управления. Некоторые специалисты по управлению называют этот временной интервал «revolvetime»: чем меньше это время, тем выше качество управления. На сегодняшний день нет (и, очевидно, быть не может) единого определения понятия «риск». В словаре русского языка С. Ожегова риск определяется как: возможная опасность чего-либо; действие на удачу, требующее смелости, бесстрашия в надежде на счастливый исход.

Теоретические предпосылки управления таможенными органами с учетом рисков

Специалисты из различных отраслей знаний дают свои определения этому понятию, вытекающие из специфики решаемых ими задач.

Вот, к примеру, несколько определений:

  • риск – вероятность несоблюдения таможенного законодательства;
  • риск – сочетание вероятности события и его последствий;
  • риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели;
  • риск – потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов.

Обобщая эти определения, наиболее универсальным и простым определением риска, очевидно, будет таким: риск – вероятность наступления события, сопутствующего целенаправленной деятельности человека и влекущего за собой потери.

Безусловно, это определение также не может удовлетворить всех, но оно, как нам представляется, раскрывает суть риска, семантикой которого являются три ключевых словосочетания:

  • целенаправленная деятельность;
  • вероятность наступления события;
  • потери.

В приведенном определении нетрудно установить смысловую связь риска и управления, поскольку в них в равной степени присутствуют такие ключевые элементы, как человек (т.е. субъект управления), действие и цель. Все выше изложенное позволяет раскрыть содержательную структуру и определить математический смысл риска. Поскольку процесс целенаправленной деятельности, в общем случае, сопровождается не одним, а несколькими нежелательными событиями (условно говоря, «портретами или профилями» рисков), то методология управления должна предполагать присвоение имен (идентификаторов) каждому из этих рисков.

Исходя из приведенного определения риска, становится очевидным, что структурно это понятие должно содержать в себе четыре составляющие:

  • название целенаправленной деятельности человека;
  • идентификатор события, влекущего за собой определенные потери (имя риска);
  • величину вероятности этого события [число в интервале (0,1)];
  • величину потерь вследствие реализации этого события.

Две последние составляющие количественно характеризуют риск. Обозначая риск через Risk = f (Pr, Vr), где Pr – вероятность события, влекущего за собой потери, Vr– величина этих потерь, можно рассматривать его как функцию этих переменных. С другой стороны, Risk = f (Pr, Vr) можно рассматривать и как вектор, имеющий две составляющие Prи Vr. Условно величину Risk для каждого из этих событий можно изобразить точками на плоскости в координатах Pr, Vr. На рис. 5.3 изображены два риска, величину каждого из которых можно рассчитать как площадь прямоугольника со сторонами Pr, Vr. Тогда: Risk1 = Pr1 *Vr1 ,(3) Risk2 = Pr2 *Vr2(4)

Теоретические предпосылки управления таможенными органами с учетом рисков

Формулы (3) и (4) выражают математический смысл риска. Такое толкование риска дает возможность сравнивать их между собой. Однако представленное «статическое» толкование риска не является исчерпывающим. Во-первых, обе составляющие изменяются во времени, а во-вторых, в процессе целенаправленной деятельности субъект управления имеет дело не с одним каким-то риском, а с несколькими сразу (пакетом рисков).

В этой связи структурно риски удобнее представить в табличной форме, где название таблицы – название целенаправленной деятельности человека, а каждая из строк – идентификатор риска (имя риска), его вероятность (Рr) и величина потерь (Vr, [ед.]), например, как это показано в табл. 5.1. Сказанное указывает на то, что риск – вероятностная категория, и мы вправе рассматривать его как случайную величину. В этом случае для получения количественных оценок риска можно использовать богатый арсенал методов теории вероятностей и математической статистики.

Теоретические предпосылки управления таможенными органами с учетом рисков

Случайные величины, как известно, могут быть дискретными или непрерывными. Примеры дискретных величин: количество автофургонов, прибывших на таможню; количество ГТД, находящихся в отделе таможенного оформления; количество нарушений таможенных правил за прошедший месяц и др. Примеры непрерывных величин: цены на нефть на Нью-Йоркской товарной бирже; весовое количество товара, прибывшего на СВХ; сумма таможенных платежей, указываемая в отчетных документах, и др.

Согласно теории вероятностей, случайная величина считается полностью определенной, если известен закон распределения. Напомним, что законом распределения случайной величины называется всякое соотношение, устанавливающее связь между возможными значениями случайной величины и соответствующими им вероятностями.

Для дискретных величин закон распределения задается либо в табличной форме (такое представление называется рядом распределения), либо в графической форме – многоугольником распределения. Например, закон распределения количества транспортных средств, находящихся в зоне таможенного контроля, можно представить рядом распределения (табл. 5.2) либо многоугольником распределения (рис. 5.4). Закон распределения непрерывной величины задается функцией распределения случайной величины Х:

F(x) = P (X<x),

Показывающей вероятность события, при котором случайная величина Х будет меньше некоторой текущей величины х (например, вероятность события «завтра цена нефти на Нью-Йоркской бирже будет меньше 72 долл. США за баррель»). Функцию F(x) называют интегральной функцией распределения или интегральным законом распределения.

Теоретические предпосылки управления таможенными органами с учетом рисков

Подводя промежуточный итог, можно констатировать, что совокупность величин mx, Хц, σх, υx, rб,r0, σп представляет собой систему количественных оценок экономического риска. К этому, однако, следует добавить, что некоторые авторы в эту систему включают и величину риска Risk = Рr * Vr, которую они называют степенью риска, в то время как другие мерой риска считают ве-личину σх.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)