Определение оптимального размера заказа при допущении дефицита

Выше были рассмотрены бездефицитные модели определения оптимального размера заказа. Мы исходили из утверждения, что если годовая потребность составляет 1000 единиц сырья, значит, именно 1000 единиц мы и должны закупить в течение года. Но иногда встречается ситуация, когда нехватка одной-двух единиц сырья не означает катастрофу для предприятия.

Предприятие в этом случае просто несет издержки, связанные с упущенной выгодой, необходимостью остановки и последующего запуска оборудования, оплатой труда работников-повременщиков и т.д.

Эти издержки должны быть сопоставлены с затратами на снабжение. Имеется в виду, что зачастую предприятие вполне «может себе позволить» дефицит сырья. При определении оптимального размера заказа при допущении дефицита формула (2.9) имеет следующий вид:

где С3 – издержки, связанные с нехваткой единицы сырья. На величину издержек С3 влияют следующие факторы:

  • величина упущенной выгоды, связанной с невозможностью изготовления и последующей продажи единицы товара;
  • затраты, связанные с необходимостью остановки и последующего запуска производства (в том числе и потери времени на эти операции, исчисленные в денежной форме);
  • доля заработной платы работников-повременщиков, связанная с невозможностью произвести некоторое количество продукции;
  • пени и неустойки, связанные с невозможностью вовремя поставить товар;
  • репутационные риски.

Нетрудно заметить, что при бесконечно больших издержках дефицита значение второго множителя в формуле (2.12) стремится к единице. Следовательно, в ситуации, когда нехватка сырья «слишком дорого обходится» предприятию, применяется стандартная методика определения оптимального размера заказа (формула (2.9)).

Если же издержки дефицита сравнимы с расходами на хранение единицы продукции, значение второго множителя становится больше единицы. Это означает, что если предприятие может позволить себе дефицит сырья, размер партии и интервал между доставками увеличиваются.
Рассмотренные в этом разделе методы определения оптимального размера заказа широко применяются на практике. Особенно ценны они тем, что эти методы не директивны. Они дают примерный ориентир, отправную точку, отталкиваясь от которой, можно определять целесообразный для предприятия размер партии поставки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)