Операционный менеджмент и конкурентная стратегия

Стратегия лежит в основе всего менеджмента.

Четкая постановка целей и постоянное стремление к ним позволяют осуществить те или иные задумки, за счет использования нужной информации и необходимых ресурсов:

  • Стратегия – это множество конкурентоспособных действий и подходов к ведению бизнеса.
  • Стратегия – это средства достижения конечного результата.
  • Стратегия – это долгосрочный план организации.
  • Стратегия даёт ответы на следующие вопросы:
    • что из себя представляет наш бизнес сегодня?
    • каким наш бизнес должен стать завтра?
    • каковы наши товары, функции, рынки?
    • что нам надо сделать, чтобы достичь поставленных целей?
  • Стратегия – это результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также определение возможностей и препятствий её развития.
  • Стратегия – это заранее спланированная реакция на изменения внешней среды.
  • Стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
  • Стратегия – это обязательства осуществлять одну совокупность действий, а не другую.
  • Стратегия – это комбинация из «5П»:
    • план действий;
    • порядок действий, который должен быть выполнен в любом случае;
    • позиция фирмы в окружающей среде;
    • перспектива, к которой надо стремиться;
    • прикрытия (действия, нацеленные на борьбу с конкурентами).

Тот, кто одержал сотню побед в сотне конфликтов, никогда не может считаться мастером-стратегом. Тот, кто мастер-стратег, покоряет других, не вступая с ними в конфликты.

Пять задач стратегического планирования:

  1. Определение сферы деятельности и формулирование стратегических направлений.
  2. Постановка стратегических целей и задач для их достижения.
  3. Формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов.
  4. Реализация стратегии.
  5. Оценка хода реализации стратегии и возможная её корректировка.

Определение сферы деятельности и формулирование стратегических направлений.

Определяя сферу деятельности организации, а также те услуги, которые она будет предоставлять своим клиентам, руководитель организации устанавливает миссию. Миссия используется как понятие, пришедшее из военных наук, и обозначает задание, подлежащее выполнению.

Информация, необходимая для того, чтобы сформулировать миссию:

  • Роль, которую фирма собирается играть на сцене своего бизнеса в рассматриваемом периоде. Эта роль определяется наличием двух составляющих:
    • отличительные особенности данной фирмы в сфере её бизнеса;
    • источники пополнения конкурентного преимущества (материальные, трудовые, финансовые ресурсы, а также положение организации и организационная система в целом).
  • Направление возможных изменений в деятельности фирмы.

Вторая задача стратегического планирования: постановка стратегически целей и задач для их достижения.

Цели являются обязательством управленческого аппарата добиться установленного результата в установленное время. Определение цели требуется для каждого ключевого результата.

В практике бизнес-планирования укрупнённо цели делятся на:

  • финансовые;
  • стратегические.

Кроме деления целей на финансовые и стратегические, цели делят на:

  • краткосрочные – отражают скорость, с которой организация должна двигаться в нужном направлении, чтобы достичь в установленное время поставленных долгосрочных целей;
  • долгосрочные – устанавливаются на определённый период, то есть имеют конкретное время конечной реализации.

Примеры стратегических и финансовых целей представлены в таблице 3.

Пример 1. После института необходимо быть в 19-00 в театре.

Время установлено, цель установлена, а вот скорость движения и направление не установлены – а это-то и отражается в краткосрочных показателях, то есть данная цель долгосрочная.

Операционный менеджмент и конкурентная стратегия

Пример 2. Формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности Разработка стратегии по уровням иерархии.

Уровни бывают: корпорации, фирмы, структурные подразделения и исполнителей фирмы. Получается пирамида, развёрнутая вниз.

Самыми главными в реализации стратегии являются исполнителями. Таким образом получается четыре уровня разработки стратегии.

Одна из позиций деловой стратегии сформулирована следующим образом: повысить производительность труда на 10%.

Варианты функциональных стратегий по реализации деловой: Менеджеру по набору персонала проводить стратегию, направленную на повышение качества тестирования кандидатов, для выявления среди них наиболее мотивированных и квалифицированных менеджеров по продаже.

Менеджеру по продаже разработать программу, обеспечивающую новую эффективную и быструю технологию продаж с более низкими издержками обращения.

Уровни разработки стратегии представлены в таблице 4.

Операционный менеджмент и конкурентная стратегия

Для формулировки стратегии необходимо оценить факторы воздействия внешней среды на рыночную нишу, к таким факторам относятся:

  1. Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы.
  2. Привлекательность отрасли и уровень конкуренции (в рыночной нише).
  3. Сильные и слабые стороны фирмы и конкурентные возможности фирм, входящих в рыночную нишу.
  4. Возможности компании вести конкурентную борьбу в рыночной нише.
  5. Общие ценности и корпоративная культура компании.
  6. Личные устремления, философия бизнеса и этические принципы ведущих руководителей.

Критерии оценки разработанной стратегии:

  1. Критерий степени соответствия (соответствие разработанной стратегии конкурентной ситуации в рыночной нише).
  2. Критерий преимущества в конкурентной борьбе.
  3. Критерий интенсивности работы (рост деловой активности).

В качестве дополнительного критерия – оценка всех видов коммерческих рисков.

План любого успешного предприятия начинается с разработки корпоративной стратегии, в которую входит операционная.

Составляющие операционной стратегии:

  1. Анализ контекста (внешнее окружение предприятия, которое учитывается при разработке плана действий): ценности компании, финансовые ожидания от системы, перспектива рыночных отношений, сравнение конкурентных трендов.
  2. Разработка видения развития операционной системы (создается документ, на котором размещается основные ожидания от компании, ее будущее состояние): определение стейкхолдеров, описание ожиданий, согласование ожиданий, формирование командной точки зрения.
  3. Разработка четких, целевых показателей: безопасность труда и окружающей среды, качество и степень заинтересованности клиентов, скорость процессов производительности, операционные затраты. По каждому отделу предприятия и по компании в целом формируются будущие четкие цели на период от двух до пяти лет.
  4. Анализ потока текущей работы (поиск препятствий, которые мешают достижению целей): анализ клиентов, конкурентов, потока информации, стратегических разрывов.
  5. Разработка, выработка плана (набор задач повышения эффективности, которые нужно решить в ближайшее время от двух до пяти лет): внедрение инструментов бережливого производства, решение оптимизационных задач, каскадирование стратегии, масштаб и порядок охвата бережливым производством.

Все эти пять организационно-технических мероприятий повышают операционную эффективность предприятия и ускоряют достижение поставленных целей. По итогу проведенной работы получают несколько значимых документов.

Документы операционной стратегии:

  1. Видение развития операционной системы по компании.
  2. Стратегия операционного совершенства компании.
  3. Стратегия функциональных подразделений (дирекция логистики, производства).
  4. Стратегия линейных подразделений (развитие цеха или отдела).

Все стратегии начинаются со стратегии корпорации в целом, которая устанавливает, как именно фирма планирует использовать свои ресурсы и функции для достижения целей, поставленных акционерами, при обязательном обеспечении конкурентного преимущества.

Корпоративная стратегия рассматривает такие важные аспекты, как: финансы, операции и маркетинг. Корпоративная стратегия лимитирует использование ресурсов между логистическими и технологическими процессами.

С помощью операционной стратегии высшие руководители определяют способ и уровень использования ресурсов (инфраструктуры, производственных мощностей) компании, которые обеспечивают реализацию корпоративной стратегии.

Операционная стратегия выражается в принятии решений, дающих направление разработки производственных процессов и адаптации инфраструктуры, необходимой для их поддержания.

Разработка производственных процессов включает выбор технологий производства и управления, их отработку и настройку, составление временных графиков, определение технологий управления логистическими процессами, а также способов их мониторинга и текущей оптимизации.

Сюда же относятся: определение методов системы оплаты труда, стимулирование и мотивация, организации операционной функции компании.

Операционная стратегия – неотъемлемая часть корпоративной стратегии, это составная общего процесса планирования, обеспечивающего соответствие операционных задач стратегическим установкам (Рис. 8).

Операционный менеджмент и конкурентная стратегия

Операционная стратегия – это основное звено в цепочке корпоративной стратегии, направлена на разработку целей основных структурных единиц (заводов, отделов внутри фирмы, торговых представителей).

Особенность операционной стратегии – доведение стратегического плана до низкого операционного уровня, которая реализуется в максимально приближенных потоках создания потребительской ценности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)