Планирование операций и управление ими
Оптимальное планирование производственных операций (ОППО) – существенный источник повышения прибыльности производства и сокращения производственных потерь.
В процессе ОППО разрабатываются календарно-плановые нормативы, план выпуска продукции предприятия по месяцам года, оперативно-календарные планы выпуска и графики производства узлов и деталей цехами, участками но месяцам, неделям, суткам, сменам (иногда часам).
На промышленных предприятиях принято различать несколько видов оперативного планирования.
В зависимости от содержания и сроков действия, оперативное планирование подразделяется на два вида – календарное и текущее.
Эти виды оперативного планирования производятся экономистами-менеджерами и специалистами плановых и производственных отделов и цехов предприятия.
Оперативно-календарное планирование – это детализация годового плана производства продукции предприятия по срокам запускавыпуска и срокам выполнения каждого вида продукции, распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям, а также своевременное доведение этих показателей до каждого основного цеха, а внутри него – до каждого производственного участка и рабочего места, до конкретных исполнителей работ.Цель оперативно-календарного планирования представлена на рисунке 5.
С его помощью разрабатываются сменно-суточные задания и согласуется последовательность выполнения работ отдельными исполнителями.
Для того чтобы оперативно-календарное планирование решало поставленные задачи, оно должно быть построено на основе следующих принципов:
- Принцип специализации означает, что структура и показатели системы оперативно-календарного планирования зависят от действующей на предприятии формы организации производственного процесса. Каждому типу производства (массовое, серийное, единичное) должна соответствовать своя система ОКП.
- Принцип ритмичности. Основная задача ОКП – обеспечить ритмичную работу всех структурных подразделений, участвующих в производстве и реализации продукции.
- Принцип гибкости. ОКП должно реагировать на любые изменения, происходящие в процессе производства и реализации продукции.
- Принцип защиты и устранения помех. Помехи в производственном процессе – это непланируемые события, которые приводят к расхождению действительного и запланированного хода производства. Необходимым инструментом защиты от помех является прогнозирование их появления и предупреждение, а в случае их наступления – скорейшая ликвидация, предотвращающая появление необратимых негативных процессов.
- Принцип контроля. Контроль в системе оперативно-календарного планирования должен охватывать все стадии и элементы процесса производства и реализации продукции, например контроль наличия и продвижения ресурсов, присутствия рабочей силы, исправности оборудования, качества сырья и готовой продукции и т.д.
- Принцип интеграции основных, вспомогательных и обслуживающих производственных процессов в единый процесс как объект оперативно-календарного планирования.
- Принцип минимизации незавершенного производства предполагает сведение к минимуму заделов на всех стадиях производства.
- Принцип равномерности загрузки оборудования и рабочих предусматривает синхронизацию работы рабочих мест таким образом, чтобы исключить простои в работе и пролеживание полуфабрикатов.
- Принцип экономичности предполагает соизмерение затрат на ОКП с эффектом от обеспечения ритмичности, сокращения перерывов в движении предметов труда по отдельным стадиям производства, равномерности и комплексности загрузки площадей, оборудования и рабочих.
Вышеперечисленные специфические принципы в сочетании с общими принципами планирования позволяют разработать структуру и показатели систем оперативно-календарного планирования для различных типов производств: массового, серийного и единичного.
На рисунке 6 представлены этапы оперативно-календарного планирования.
На рисунке 7 приведен пример оперативно-календарного планирования реализации проекта.
Расчеты производственной мощности и календарно-плановых нормативов производятся, как правило, один раз в год, а перечень конкретных КПН зависит от типа производства.
- Направления совершенствования операционных процессов в сфере предоставления услуг
- Измерение производительности
- Управление экономическими ресурсами
- Автоматизация производства
- Планирование основного производства
- Организация производственного процесса
- Операционный менеджмент и конкурентная стратегия
- Проектирование систем операционного менеджмента
- Характеристика производственных организаций и компаний сферы услуг
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу