Обзор применения различных ЛИС и ИТС в области пассажирских перевозок

Развитие пассажирского наземного городского транспорта является актуальной проблемой во многих городах России. От слаженной работы пассажирского транспорта зависит качество жизни населения.

Состояние и уровень развития городского пассажирского транспорта определяют возможности развития регионов и муниципального образования.

Автоматизация пассажирских перевозок – это неотъемлемая часть современного бизнеса в сфере транспорта, так как именно она позволяет значительно упростить работу диспетчеров, водителей, операторов.

Чтобы быть эффективным на рынке сегодня, необходимо обращаться к передовым системам, помогающим экономить время и силы.

Структура управления городским пассажирским транспортом подчинена выполнению основной задачи – осуществлению перевозки пассажиров с наименьшими затратами ресурсов и времени и предоставлением максимальных удобств при безусловном соблюдении требований безопасности.

Для управления перевозками необходимо использование развитой информационной системы (ИС), обеспечивающей взаимосвязь технических и программных средств, методов и персонала.

Такими программными комплексами являются:

  • АСУ-Т «Автоматизированная навигационная диспетчерская система управления автобусами»;
  • «Формула. Управление ПАТП»;
  • ПТК «Кама-М»;
  • Система комплексной автоматизации общественного транспорта (СКАТ).

Рассмотрим систему АСУ-Т «Автоматизированная навигационная диспетчерская система управления автобусами».

Данная система позволяет не только непрерывно контролировать работу наземного пассажирского транспорта на маршрутах в реальном масштабе времени, оперативно управлять и устранять возникающие отклонения от расписания, контролировать состояние безопасности перевозок пассажиров, но и обеспечивает качественное улучшение эксплуатационных показателей транспортной работы и создает экономическую эффективность от их внедрения.

Система анализирует движение всех автобусов на маршрутах, сравнивает поступающие данные с плановыми расписаниями движения, формирует и выдает в автоматизированном режиме сообщения диспетчеру об отклонениях от планов и графиков движения, о задержках движения, о сходах машин с линии и др.

Для удобства пассажиров в салоны установлены электронно-информационные табло. Во всех автобусах будет автоматическое объявление остановок пассажирского транспорта.

Электронные табло на остановках городского наземного транспорта позволят получить информацию о номере маршрута и времени до прибытия ближайших трех автобусов на остановку.

Также представлена возможность получить информацию о расписаниях, графиках движения и подходе автобусов к любой остановке по запросу, используя услуги SMS и WAP.

В итоге работы АСУ-Т потребители, транспортные предприятия и городская администрация, получают информацию:

  • о результатах исполненного движения автобусов на линии;
  • работе водителей за отчетный период на отдельных маршрутах и в целом по предприятию;
  • результатах работы транспорта за отчетный период по маршрутам, предприятию и городу в целом.

Следующая известная нам система – «Формула. Управление ПАТП» Конфигурация 1С для компаний перевозчиков на регулярных автобусных маршрутах, позволяет управлять пассажирскими перевозками.

Формировать суточную разнарядку и маршрутные листы, оформлять заказы на автотранспорт. Данная конфигурация умеет взаимодействовать с системами мониторинга ТС (GPS/ГЛОНАСС), а также вести учет расхода ГСМ, ремонтов и ТО, шин, АКБ. Ведет тарифы на транспортные услуги, рассчитывает их стоимости и формирует различные счета и акты.

В России с запозданием от Западных корпораций начинает активно распространяется внедрение ERP-систем для управления бухгалтерией, финансами и материально-технической базой, повышающих качество управления предприятием в целом.

С появлением в отрасли автоматизированных систем класса ERP транспортные компании получили инструмент управления финансами, в режиме реального времени отслеживать работу с контрагентами.

Привлекательность подобных систем, работающих в режиме онлайн, заключается в возможности контролировать ситуацию, вносить срочные коррективы в бизнес-процессы, оперативно использовать появившиеся излишки ресурсов с целью получения дополнительного, незапланированного дохода.

Например, программа «Формула. Управление ПАТП» – конфигурация 1С для управления пассажирскими перевозками.

Интересно
Оформление заказов на ТС, формирование суточной разнарядки и маршрутных листов, взаимосвязь с системами мониторинга ТС, настройка норм расхода ГСМ, учет ремонтов и ТО, шин, АКБ и произвольного оборудования, ведение прейскурантов и тарифов на транспортные услуги, расчет их стоимости, формирование счетов и актов.

Для подробного рассмотрения применения ЛИС общественного транспорта взят программный продукт «Формула Управление ПАТП».

Данная программа является конфигурацией широко используемой на российском рынке программы 1С для управления пассажирскими перевозками.

Функционал программы обеспечивает следующие возможности:

  • оформление заказов на ТС, формирование суточной разнарядки и маршрутных листов;
  • выписка и обработка путевых листов грузовых и легковых автомобилей, специальной и строительной техники;
  • взаимосвязь с системами мониторинга ТС;
  • настройка норм расхода ГСМ и технических жидкостей, учет поступления и выдачи ГСМ и технических жидкостей;
  • учет ремонтов и планового технического обслуживания ТС;
  • планирование загрузки ремонтных цехов;
  • учет установленных шин, АКБ и произвольного оборудования;
  • контроль окончания сроков действия документов (в/у водителей, медицинские справки, полисы ОСАГО, талоны ТО и др.);
  • ведение прейскурантов и тарифов на транспортные услуги, расчет их стоимости, формирование счетов и актов;
  • начисление ЗП водителей, формирование табеля учета рабочего времени;
  • учет прямых и косвенных затрат.

Сильной стороной данного программного продукта является аналитический учет многих показателей эффективности перевозочных процессов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)