Логистические цепи, их построение

Логистические системы, взятые в целом, и их внешние подсистемы не имеют пространственных ограничений, тогда как внутренние логистические подсистемы находятся в четких пространственных границах.

Однако временные ограничения действуют как во внешней, так и во внутренней подсистеме. Это означает, что в любом пространстве, в котором функционирует данная логистическая система, сроки осуществления логистических функций и логистических операций должны быть отрегламентированы.

Их регламентация в ряде случаев не жесткая, а эластичная и ограничивает срок осуществления отдельных операций или частей логистического процесса некоторым интервалом времени.

Всякая логистическая система состоит из совокупности элементов звеньев, среди которых устанавливаются функциональные связи.

В.И. Сергеевым дается следующее определение звена логистической системы – это некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

Логистические цепи, их построение

Звенья логистической системы (ЗЛС) могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие, поглощающие материальные, материальные, а также информационные и финансовые потоки (рис. 1.1). Могут быть и смешанные звенья, в которых три указанные выше основные типы комбинируются.

На рис. 1.1 M, I, F – векторы параметром входящих (входных) потоков, соответственно М = {m1, m2, …, mn} – материального; F = f1, f2, …, fn} – финансового; I = {i1, i2, … in} – информационного; R = {r1, r2, …, rn} –вектор внешних возмущений; Х = {х1, х2, …, хn} – вектор параметров звена; (М′, I′, F′) – вектор параметров выходящих (выходных) потоков.

Интересно
Звеньями логистической системы могут быть предприятия- поставщики сырья, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, посреднические, торговые организации, финансовые учреждения, банки, биржи, организации информационного обеспечения и компьютерной поддержки и т.д.

В звеньях логистической системы материальные и сопутствующие им информационного и финансовые потоки могут сходиться, дробиться, разветвляться, изменять свои параметры и характеристики.

В отечественной и зарубежной литературе достаточно часто применяется понятие логистической цепи. Вот какое определение цепи дает А.Н. Родников в терминологическом словаре по логистике.

Логистическая цепь (logistical chain) – линейно упорядоченное множество физических, юридических лиц (производителей, дистрибуторов, складов общего пользования и т. д.), осуществляющих логистические операции по доведению материального потока внешнего от одной логистической системы до другой или до конечного потребителя.

В приведенном определении логистической цепи главным является утверждение, что логистическая цепь – это взаимосвязанные совместными действиями производители, посредники и покупатели товаров производственно-технического назначения: одного производителя с одним покупателем, одного покупателя с одним посредником, одного посредника-покупателя с другим посредником и более сложные взаимодействия, охватывающие более двух участников логистических операций.

В. И. Сергеев логистической цепью называет множество звеньев логистической системы линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических активностей и (или) издержек.

Целесообразность такого подхода к определению подтверждается попытками за рубежом выделить или сгруппировать определенные логистические активности и соответствующие им затраты в логистическую цепь для повышения эффективности управления.

В литературе также употребляют, как синонимы, понятия «логистический канал» (logistical channel) и «распределительный канал» (distribution channel).

Согласно терминологическому словарю логистический канал, канал распределения, канал сбыта, канал товародвижения (logis tical channel) – частично упорядоченное множество посредников (дилеров, фирм, осуществляющих транспортно-экспедиторское обслуживание и др.), осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

На рис. 1.2 изображена ориентированная по материальному потоку простейшая логистическая цепь, включающая производителя однородной продукции, потребителя и логистического посредника (юридическое или физическое лицо), осуществляющего доставку товара (перевозчика).

Логистические цепи в представленной схеме, но ориентированные по информационным и финансовым потокам, могут отличаться от цепи по материальному потоку (рис. 1.3).

Логистические цепи, их построение

Логистические цепи, их построение

Логистические операции по информационным потокам:

i1 – подача заказа;

i2 – обработка заказа и передача производителю;

i3 – оформление счета;

i4 – передача счета на оплату потребителю;

i5 – оформление документов на груз;

i6 – прием (регистрация) грузовых документов потребителем;

i7 – выставление счета за перевозку производителю.

Логистические операции по финансовым потокам:

f1 – оплата товара получателем (предоплата);

f2 – получение денег от потребителя;

f3 – оплата производителем услуг перевозчика, торгового посредника, банка;

f4 – получение денег за транспортировку перевозчиком;

f5 – получение денег за услуги торговым посредником.

На схеме можно выделить несколько логистических цепей, например:

ЗЛС3→I1→ЗЛС4→I2→ЗЛС1 – оформление заказа;

ЗЛС1→I5→ЗЛС2→I6→ЗЛС3 – экспедирование груза;

ЗЛС3→f1→ЗЛС5→f2→ЗЛС1 – расчеты с производителем и т. д.

На рис. 1.4 представлена более сложная схема материальных потоков без нанесения на нее информационных и финансовых.

Она включает в себя 15 звеньев взаимодействующих между собой. Каждую логистическую операцию сопровождают соответствующие издержки.

В приведенной схеме на рис. 1.4 также можно выделить ряд логистических цепей, хотя большее внимание должно уделяться так называемым полным логистическим цепям, представляющим собой линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы от поставщика сырья (материальных ресурсов) до конечного потребителя готовой продукции (ЗЛС1→ЗЛС3→ЗЛС4→ЗЛС5→→ЗЛС7→ЗЛС11→ЗЛС13).

Полные логистические цепи в реальных условиях встречаются нечасто в связи с большим числом логистических посредников, многоассортиментностью готовой продукции и разветвленностью сети распределения.

Логистические цепи, их построение

Поэтому в зарубежной литературе определение общих издержек как понятием логистического канала. В отличие от определения терминологического словаря А.Н. Родникова, В.С. Сергеев считает упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи и их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков сырья, необходимого для изготовления конкретного вида продукции, до ее конечных потребителей (ГП1–ЗЛС1, ЗЛС2, ЗЛС3, ЗЛС4, ЗЛС5, ЗЛС7, ЗЛС8, ЗЛС11, ЗЛС13).

Наряду с понятиями логистической системы, логистической цепи и логистического канала используется понятие логистической сети.

Интересно
Логистическая сеть – это полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам в рамках исследуемой логистической системы.

Понятие логистической сети не идентично понятию логистической системы, так как не включает комплексное управление всей логистической системой, реализующее ее целевую функцию.

Понятия логистических цепей, каналов, сетей распространяются как на микро-, так и на макрологистические системы и их всевозможные разновидности.

Каждой логистической активности сопутствуют конкретные издержки, которые несут соответствующие звенья логистической системы.

Логистические издержки (logistical costs) – это затраты на выполнение логистических операций. По своему экономическому содержанию они частично совпадают с издержками обращения и производства (затратами по завозу и отправке товаров, их хранению, расходами на упаковку и др.) как в сфере материального производства, так и в сфере обращения.

Выделение тех или иных издержек или группы их зависит от вида логистических систем и особенностей управления и оптимизации в логистических цепях и каналах.

На схеме рис. 1.4 можно выделить издержки снабжения, производства и сбыта. Эти издержки дополняются затратами на информационные и финансовые операции при реализации базисных логистических функций, а также логистическое администрирование, и такая сумма всех издержек носит название общих логистических
издержек.

В масштабе отдельно взятой фирмы логистические издержки обычно исчисляются: в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции (например, руб./т материальных ресурсов). В общенациональном масштабе – в процентах от валового национального продукта.

Доля рассматриваемых издержек от суммы продаж может составлять в промышленности от нескольких процентов до нескольких десятков процентов в течение года.

При росте эффективности логистической системы до определенного уровня логистические издержки растут линейно, затем экспоненциально.

За рубежом логистические издержки в основном рассматриваются и анализируются в системах сбыта и реализации товаров.

В составе издержек обычно выделяют затраты на транспортировку, управление запасами, складирование, администрирование, грузопереработку. Зачастую в состав общих логистических издержек включают потери прибыли от замораживания сырья и готовой продукции.

Анализ структуры логистических издержек развитых стран показывает, что наибольшая доля в них приходится на управление запасами (20–40 %), транспортные расходы (15–35 %), административно-управленческие функции (9–14 %).

За последние годы наметился рост логистических издержек в ряде стран на транспортировку, обработку заказов, информационно-компьютерную поддержку, администрирование.

В современной организации труда невозможно обойтись без компьютерных технологий. В интеграции логистических процессов большое значение имеют информационные технологии.

Разнообразие программных продуктов, предлагаемых на рынке вносит некоторые сложности с интеграцией логистических процессов, однако многие логистические информационные системы предприятий позволяют стандартными блоками и алгоритмами поддерживать интеграцию большинства логистических процессов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)