Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату

Главной обязанностью грузоотправителя является внесение перевозчику провозной платы, которая установлена соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Поскольку в большинстве случаев договор перевозки грузов – это публичный договор, то плата за перевозку груза определяется по утвержденным тарифам.

Кроме того, за работы и услуги, связанные с перевозкой и выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца, которые перевозчик выполнять не обязан (дополнительные услуги), оплачиваются по соглашению сторон (ст. 790 ГК).

Тарифом считается провозная плата и дополнительные сборы, взимаемые за перевозки, а также правила взимания этих плат и сборов. Система тарифов устанавливается органами исполнительной власти РФ, заранее объявляется для всеобщего сведения и обязательна как для работников транспорта, так и для клиентуры.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» ФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары.

К числу полномочий данного органа относится установление тарифов, сборов и плат, связанных с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), касающихся сферы железнодорожных перевозок, предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, исключительные (учитывающие особые условия перевозок) тарифы на железнодорожные перевозки, предоставления услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуг аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

Ставки транспортных тарифов не подлежат судебному оспариванию. Для удобства пользования тарифами они систематизируются и издаются в виде специальных тарифных руководств.

Плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они производятся. Однако тарифным руководством могут быть установлены случаи взимания платы, исходя из фактически пройденного расстояния (ст. 15 УЖТ).

Размер провозной платы устанавливается в зависимости от ценности груза, который может быть сдан к перевозке с объявлением ценности и без такого

За перевозки грузов с объявленной ценностью взимаются сборы согласно тарифному руководству (ст. 16 УЖТ). Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 № 47-т/5 утвержден Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железным дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2), которое действует с изменениями, внесенными приказом ФАС России от 05.09.2017 № 1164/17.

Действующие тарифы дифференцированы по условиям тарификации грузов на три тарифных класса, которые обусловлены свойствами грузов.

В зависимости от класса груза устанавливается и величина тарифов. При расчете тарифов в зависимости от условий выполнения соответствующих услуг применяются поправочные коэффициенты. Например, установлены поправочные коэффициенты, призванные стимулировать отправку грузов на небольшие расстояния.

Так, за отправку одного вагона на расстояние до 500 км установлен коэффициент 1,08, в то время как за перевозку на расстояние от 501 до 1000 км величина коэффициента составляет 1,04. На перевозки грузов могут устанавливаться исключительные тарифы, связанные с особыми условиями их перевозок. Они являются дополнением к тарифному руководству и регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами РФ (постановлениями Правительства РФ, ФЭК России и др.).

Цена за перевозку на железнодорожном транспорте традиционно формируется по так называемой двуставочной системе, которая помимо ставок тарифов за перевозку включает ставки за начально-конечные операции.

В тарифы по начально-конечным операциям входят следующие виды работ и услуг:

  • уведомление о прибытии груза и о подаче вагонов;
  • подготовка под налив цистерн, бункерных полувагонов общего парка;
  • подгруппировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовка их к подаче;
  • выполнение приемо-сдаточных операций;
  • маневровая работа и др.

При определении платы по Тарифному руководству № 476 определяется тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения. Устанавливается вид отправки предъявленного к перевозке груза (повагонная, групповая, маршрутная, контейнерная, мелкая или сборная повагонная), тип и принадлежность вагона, контейнера, локомотива. Определяется тарифный класс груза.

С помощью таблиц Тарифного руководства определяется номер тарифной схемы для данного вида отправки, а также поправочные коэффициенты к ним. Утверждено приказом МПС России от 15.07.2003 № 55 «Об утверждении Тарифного руководства № 4, книга 3 “Тарифные расстояния между транзитными пунктами железных дорог федерального железнодорожного транспорта”».

По расчетным таблицам исчисляется плата как произведение единой платы на поправочные и исключительные коэффициенты

Окончательные расчеты за перевозку грузов и дополнительные работы и услуги, связанные с перевозкой грузов, производятся грузополучателем по прибытии грузов на станцию назначения до момента их выдачи.

Интересно
Если же после выдачи груза выявлены обстоятельства, влекущие необходимость перерасчета стоимости перевозок и размера иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов (ч. 5 ст. 30 УЖТ).

Расчеты производятся через региональные агентства фирменного транспортного обслуживания, выполняющие функции ранее действующих технологических центров по обработке перевозочных документов (ТехПД).

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)