Обучение монологической речи на занятиях

Известно, что дети без специального обучения затрудняются в построении связного высказывания как на родном, так и на русском языке. Важнейшей особенностью монологической речи является связность. Поэтому на занятиях дети постепенно овладевают правилами построения связного текста как особого
структурного образования.

Связность речи возникает не стихийно, а на основе использования межфразовых связей. Воспитателю необходимо научить детей при составлении связного высказывания использовать те средства межфразовых связей, которые дети должны овладеть в соответствии с требованиями программы по русскому языку.

В монологической речи различают два типа смысловых межфразовых связей:

  1. Параллельная связь, т.е. связь однородных или равноправных предложений, которые понятны сами по себе, независимо друг от друга. Грамматическим средством выражения параллельной связи обычно выступает сходное построение предложений, а именно, единство видовременных форм глаголов-сказуемых.
  2. Последовательная связь, т.е. связь неоднородных (неравноправных) предложений, находящихся в зависимых смысловых отношениях (определительных, изъяснительных, обстоятельственных и др.), когда содержание каждого предыдущего предложения развивается в последующем.

Формировать у детей умение строить связные ситуативные высказывания воспитатель может:

  1. Повтором слов.
  2. Использованием союзов а, и.
  3. Заменой знаменательных слов местоимениями.
  4. Организацией временного плана высказывания (одновременность или последовательность происходящих событий).
  5. Организацией пространственной перспективы.
  6. Простейших случаев повтора имен существительных или замены местоимениями в изменной грамматической форме.

Монологическая речь в обучении русскому языку не выходит за рамки описания процесса, действия, состояния, качества предмета и все же это должны быть самостоятельные и по возможности развернутые связные высказывания, а
не ответы на вопросы, которые задает воспитатель.

При обучении монологической речи следует придерживаться такой последовательности:

  1. Прослушивания образца готового связного высказывания, воспроизведение его, составление рассказа по аналогии;
  2. Ответы на вопросы педагога, а затем составления связного высказывания
  3. Составление связного высказывания по плану, предложенному воспитателем
  4. Продолжение монологической речи по данному началу
  5. Составление связного высказывания по игровым ситуациям (без образца).

Так же, как при обучении диалогической речи рассмотрим каждый пункт в отдельности:

  1. Как в программе, так и в пособии приводится примерное образцы связных высказываний. Данные образцы подлежат разучиванию. Затем от разучивания образцов воспитатель переходит к составлению монолога по подобию. При обучении рассказыванию по образцу воспитатель направляет внимание детей на построение ответов в других возможных вариантах. Как можно добиться этого? Можно напомнить детям слова, которые не использовались в образце, поставить новые наводящие вопросы или перефразировать их. Известно, что ребенок составляет связное высказывания в меру своих сил и возможностей. Однако следует добиваться того, чтобы каждый ребенок смог
    проявить свои творческие возможностей, рассказывать по-своему, не так, как все. То есть последовательное развитие у детей индивидуальных речевых способностей в пределах изученного лексико-грамматического материала должно
    пронизывать всю систему работы над выработкой навыков неподготовленной монологической речи детей. Естественно, что в начале обучения, когда у детей нет достаточного лексического запаса, возможность построения предложения ограничено. Однако по мере накопления запаса слов шире применяется принцип аналогии. При описании следует применять сравнивания и противопоставление свойств, качеств, форм, действий предметов. Такие упражнения развивают мышление и речь детей.
  2. Ответы на вопросы воспитателя являются подготовительным этапом для навыков связного высказывания и становления монологической речи. Обычно дети активно отвечают на вопросы воспитателя. В данном случае вопросы служат планом для составления связного выказывания. Поэтому главная задача детей – запомнить вопросы и ответы на них. А затем, связав их средствами межфразовой связи, составить связное высказывание.
  3. Для более подготовленных детей при составлении монологической речи воспитатель может предложить план, следуя которому дети легко справляются с заданием.
  4. Так же следует активно вводить в практику составление высказыванию данному воспитателем началу. Этот этап интересен тем, что дети могут проявить свое творческое отношение к высказываемому, рассказать так, как никто из детей еще не рассказал.
  5. О составлении связного высказывания по игровым ситуациям рассказывалось выше.

Монолог характеризуется последовательностью, полнотой, завершенностью мысли.

В отличие от диалога монолог адресован многим людям.

Важнейшей его особенностью является его связность.

В монологической речи различают два типа смысловых межфразовых связей:

  • I тип – параллельная связь, т.е. связь равноправных предложений, которые понятны сами по себе, независимо друг от друга. Например: Дети пришли в сад. Воспитатель всех встречает.
  • II тип – последовательная связь, т.е. связь неравноправных предложений, когда содержание каждого предыдущего предложения развивается в последующем. Например: Это девочка. Девочка играет.

Таким образом, привитие умений и навыков обучения связной русской речи должно стать целью каждого специального занятия по русскому языку.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)