Овладение звуковой формой слова

По словам М.Ф. Фомичевой, произношение ребенком каждого звука – это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Особенности произношения детей дошкольного возраста А.Н. Гвоздев характеризует как период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаются пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.

В возрасте пяти-шести лет ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.

Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения звуков:

  • не всегда шипящие произносятся четко;
  • Р заменяется Л или Й;
  • Л заменяется Ль;
  • характерна еще некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков.

В основе обучения русскому языку лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. При этом ребенок действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может правильно научиться говорить по-русски.

Ребенок начинает освоение неродного языка с освоения его звуковой формы выражения: ему особенно это трудно делать, если звуки родного языка не соответствуют звукам изучаемого языка. Освоение артикуляции звуков русской речи – также очень сложная задача, и поэтому важно, чтобы ребенок сразу начинал «упражняться» в произнесении неродных звуков.

Важной предпосылкой овладения русским звукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне
данного языка, любовью детей к звукам русской речи, стремлением овладеть ими.

Интересно
Большое значение в произношении имеет умение говорить правильно, которое к старшему дошкольному возрасту, в целом, сформировано, но имеет некоторые особенности. Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям приоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения.

Каждая языковая система имеет свой собственный неповторимый облик, связанный с формой, звуковым оформлением. Русский язык является консонантным по своему фонетическому наполнению, т.е. в нем система согласных подчинила себе систему гласных, вследствие чего постановка гласных звуков во многом оказывается автоматической, сопровождающей постановку согласных.

Психологами и методистами по обучению русскому, и иностранному языкам, как Е.И. Негнивицкая, В.С. Мухина, Н.Д. Гальскова и др., давно установлено, что дети в дошкольном возрасте лучше усваивают второй язык, чем в следующие годы.

К 5 –6-летнему возрасту дети в основном усваивают систему родного зыка. Это наиболее благоприятный период для обучения языкам.

Этот возраст отмечается сензитивностью (восприимчивостью к обучению). Гибкость речевого аппарата, активная память, повышенная восприимчивость к языку, способность к подражанию дают им возможность быстро усвоить второй язык. «Дошкольный возраст является периодом, в котором имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям, – это твердо установленный факт».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)