Грамматические игры

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями.

Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него  по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.

Интересно
Недаром К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: «грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными».

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией.

Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Дидактические игры на занятиях по русскому языку в детских садах с точки зрения их дидактической цели подразделяем на фонетические, лексические, грамматические и игры по обучению связной речи.

Основой связной речи является умение связывать слова по определенным законам, так как даже самые простые высказывания требуют знаний определенных грамматических правил (согласование в роде имен прилагательных с именами существительными: красивая кукла, синий мяч; изменение имен существительных по числам и т.д.). Знание основных правил словоизменения необходимо также для понимания русской речи и элементарного общения.

С самого начала обучения русскому языку следует формировать элементарные навыки грамматического оформления высказывания. Обучение ни в коем случае не должно сводиться к заучиванию ряда готовых фраз и отдельных слов на русском языке. Владение определенным языком означает умение перенести уже освоенные законы, уже освоенные операции на любые единицы языка. В решении данной задачи должны помочь проводимые на занятии грамматические игры. такие игры и упражнения рассчитаны на то, чтобы дети могли понять суть данного грамматического явления.

Ребенок должен овладеть грамматическими явлениями в той мере, в какой это необходимо для обеспечения нормального общения на русском языке в пределах материала программы детского сада. Воспитатель должен умело преподносить детям новые грамматические явления, объясняя их в доступной форме, связывая с аналогичными явлениями в родном языке, вводя детей в возможные ситуации их использования, приводя понятные и показательные примеры употребления, идя от конкретного к более общему; при таком подходе у детей формируется чувство русского языка – основа дальнейшего
совершенствования владения русской речью.

Слово можно считать усвоенным только в том случае, если ребенок умеет употреблять это слово в нужной грамматической форме в предложении и в связной речи.

При составлении грамматических игр по обучению второму языку воспитатель особое внимание должен уделять явлениям интерферирующего влияния родного языка. Так как ребенок должен почувствовать отличие грамматического строя изучаемого языка ор родного, а “дошкольный возраст является периодом, в котором имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям – это твердо установленный факт”. Например, каждый ребенок должен осознать наличие категории рода имен существительных в русском языке.

Потому что насколько хорошо усвоит каждый ребенок данное грамматическое явление, зависит усвоение согласования имен прилагательных, притяжательных и вопросительных местоимений с именами существительными в роде и числе;
употребление имен числительных один (одна, одно), два (две) с именами существительными; изменение глаголов прошедшего времени по лицам и т.д.

Этап введения, объяснения и закрепления категория рода имен существительных проводится воспитателями по таблице “Найди ряд”. (Он-она-оно). Однако узбекские ученые-методисты предлагают свой вариант объяснения категории рода имен существительных, в котором воспитатель предлагает

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)