Обучающая психодиагностика

Эта форма работы предполагает объединение ситуации тестирования, психологического просвещения и группового консультирования школьников.

Преимущественно речь идет о старшеклассниках, так как именно они являются авторами большинства запросов к психологу на «познание себя».

Кро­ме того, они могут достаточно качественно обработать результаты и многое почерпнуть из группового обсуждения, так как в этом возрасте идет наиболее интенсивное познание себя через сравнение с другими.

По содержанию используемый диагностический материал может быть самым разнообразным. Наиболее «популярными» являются следующие группы методик:

  • методики, ориентированные на изучение личностных особенностей;
  • методики, ориентированные на отношения с другими людьми;
  • профориентационные методики и изучение способностей.

При тщательной подготовке и исполнении материал, собранный в процессе обучающей психодиагностики, может ши­роко использоваться в практике школьного психолога. Посмот­рим, каким именно образом такая информация и такая форма работы могут использоваться.

Первое- использование полученных дан­ных для заполнения психолого-педагогических карт школьников. То есть, психолог может рассмат­ривать полученные данные как информационную основу обыч­ного цикла работы со школьниками определенной параллели.

Конечно, их необходимо будет дополнить экспертными опро­сами и данными наблюдения. Однако в целом мы считаем, что диагностические минимумы в параллелях 10-х и частично 8-х классов могут проводиться по принципу обучающей психодиагностики.

Это облегчит психологу работу на этапе обра­ботки данных минимума — наиболее трудоемком и утомитель­ном. Понятно, что в данном случае школьникам предлагается провести на самих себе и обработать диагностические проце­дуры, входящие в диагностический минимум.

Второе – использование процедуры обуча­ющей психодиагностики и ее данных для ор­ганизации развивающей работы со старшеклассниками (8-11 классы). Заполнение методики и обработка результатов, естественно, актуализирует потребность подростков в психологических знаниях.

Психолог может не только рассказать им, что означают те или иные конкретные результаты, но и объяснить их психологический смысл, рас­крыть возможные причины и следствия обнаруженных феноменов, дать советы по организации самокоррекции, самораз­вития.

Такая работа может быть проделана в форме неболь­шой беседы, сопровождающейся наглядными демонстрациями, или в виде игры, набора различных упражнений и заданий. Ребята могут получить и определенные домашние задания.

Такая работа может быть организована на классных часах, во второй половине дня, а может быть вставлена в план учебных занятий, так как ее значение велико.

Для организации диагностической работы могут быть ис­пользованы личностные опросники типа Айзенка (подростко­вый вариант), Лири, даже Кеттелла (также подростковый ва­риант).

Если есть возможность применять компьютерные вер­сии личностной психодиагностики — опросник ПДО (конкретно речь идет о компьютерной программе «Тинейджер», позволяю­щей получать на выходе, помимо первичных данных, «адрес­ные» тексты, ориентированные на психолога, педагога, самого подростка и родителей).

Большой интерес школьников вызывают различные интел­лектуальные тесты и пробы. На наш взгляд, целесообразнее использовать такие процедуры, которые в меньшей степени ори­ентированы на критериальную оценку (например, уровень ин­теллекта), но позволяют школьникам проанализировать особен­ности своей мыслительной деятельности и когнитивных процес­сов.

Речь идет о выявлении типов памяти и мышления, особенностей восприятия и т. д.

Желательно давать когнитив­ную диагностику в системе — школьник сможет увидеть свою познавательную деятельность в целом, выделить ее сильные и слабые стороны, самостоятельно или с помощью взрослых на­метить программу саморазвития.

В рамках такой системы ра­боты могут быть предложены и критериальные интеллектуаль­ные тесты. Использовать их нужно с особой осторожностью, обеспечивая детям тайну результата. Узнав свой IQ, практи­чески любой школьник захочет сравнить свои результаты с по­казателями одноклассников.

Для этого психолог может, напри­мер, к следующей встрече подготовить определенный аналити­ческий материал по классу в целом: каков средний показатель по классу, например, по мальчикам и девочкам отдельно, сколько человек вошло в группу с показателем значительно выше нор­мы и др.

Естественно, что каждый этап диагностической рабо­ты должен сопровождаться рассказом психолога о психологи­ческом смысле тех или иных показателей, методах развития тех или иных функций, демонстрацией возможных приемов, рекомендацией литературы и т. д.

Хорошо, если психолог имеет воз­можность обеспечить школьников различным методическим материалом для самостоятельной работы.

Обучающая психодиагностика, особенно в среднем звене школы, может быть посвящена и социально-психологическим вопросам. Школьникам могут быть предложены различные методики на сплоченность, исследование норм и ценностей груп­пы, лидерский потенциал членов группы и т.д.

Такая работа может быть проведена в традиционной опросной форме или в процессе специальных диагностико-развивающих игр и упражнений.

Собственно социометрические процедуры должны использоваться крайне осторожно и прежде всего — для анализа сплоченности, отношений мальчиков и девочек, конфлик­тности класса.

Диагностика такого рода может послужить хоро­шим началом для организации развивающей и даже коррекционной социально-психологической работы с классным коллективом.

Обсуждение данных может перерасти в тренинговые социально-психологические занятия по развитию навыков общения, решения конфликтов, самовосприятия в общении.

Кроме того, интерес к проблемам внутригрупповых взаимоотношений поможет педаго­гу-руководителю или воспитателю организовать педагогическую работу с подростками.

Третье — организация на основе обучаю­щей психодиагностики про ф консультативно и работы. Выше мы уже упоминали, что не считаем профо­риентацию обязательным элементов деятельности школьного психолога.

Однако его элементы — такие как работа со спо­собностями, личностными интересами и установками — могут проводится в указанной форме.

В этом случае для диагности­ческой работы психологом отбирается соответствующий тес­товый материал, а на основе данных обсуждаются вопросы, связанные с психологическими требованиями тех или иных профессий, возможностями саморазвития учащихся в том или ином направлении.

Наконец, четвертое- использование данных для организации индивидуального консульти­рования школьников. Ситуация обучающей психодиаг­ностики в этом плане дает два важных следствия.

С одной стороны, участие в ней актуализирует у некоторых школьников потребность в обращении к психологу, побуждает их заняться психологическим самоанализом.

С другой стороны, психолог получает материал, позволяющий ему осуществлять консуль­тацию на основе уже имеющейся информации о школьнике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)