Общешкольные психологические программы

Создание таких программ, на наш взгляд, дело авторское. Однако мы позволим себе описать несколько технологий, ко­торые могут использоваться в школьной психологической практике.

Это, прежде всего, психологические олимпиады, кон­курсы, соревнования и общешкольные игры психологического содержания.

Первый тур выявит претен­дентов на победу в каждой параллели, а затем будут проведены дифференцированные туры для каждой из них.

Психологическая олимпиада может проводиться как общешкольное мероприятие или локализоваться в опреде­ленной школьной параллели. Первое — предпочтительнее, од­нако требует определенной подготовки. В этом случае она дол­жна проходить в несколько туров.

Олимпиада должна замысливаться психологом не столько как соревновательное, сколько развивающее мероприятие.

Для это­го, например, вопросы первого тура должны быть вывешены заранее для всеобщего обсуждения (желательно — выданы плюс к этому каждому желающему) на достаточно продолжительный срок, на несколько дней например.

В эти дни классные руково­дители совместно с психологом проводят определенную работу по вовлечению ребят в процедуру обсуждения и в дальнейшее персональное участие.

В качестве призов победителям могут быть обещаны, наряду с какими-либо психологическими книгами или другими вещественными атрибутами победы, звания «Самых психологичных», «Главных психологов школы» и т. д.

Вопросы первого тура должны быть не столько сложными, сколько увлекательными. Например, может быть предложено предугадать результаты описанного в тексте эксперимента, рас­шифровать смысл жестов или поз, придумать различные типы людей по предлагаемому критерию.

Конечно, используются и интеллектуальные испытания. После завершения первого эта­па правильные ответы либо наиболее интересные из предложен­ных вариантов обязательно доводятся до сведения всех.

Второй тур, дифференцированный по возрастам, должен также предполагать и проверку психологической наблюдатель­ности, эмпатийности, и применение когнитивных способностей, и воображение, и т. д. Его вопросы и ответы также обязатель­но сообщаются всем.

В целом можно сказать, что основной целью проведения психологической олимпиады является привлечение максималь­но возможного числа школьников к постановке и решению психологических проблем. Исходя из этого и осуществляется отбор содержания и выбор организационных форм.

Психологические соревнования и конкурсы могут быть основной формой организации общеразвивающей ра­боты в той или иной параллели.

По своей форме они могут предполагать индивидуальное или групповое участие (команду выс­тавляет класс). Желательно делать их многоступенчатыми: сна­чала отбор осуществляется внутри класса, затем проходят сорев­нования в параллели, затем — между параллелями.

Содержание такой работы предполагает демонстрацию школьниками своих психологических возможностей, касаются ли они когнитивных функций (памяти, внимания, мышления, воображения и др.), самоконтроля и саморегуляции, навыков межличностного взаимодействия, психомоторных или сенсор­ных возможностей.

Желательно, чтобы используемые приемы выявляли как индивидуальные возможности детей, так и их способность к тонким формам совместной деятельности в па­рах или малых группах.

Задания нужно подбирать с таким расчетом, чтобы они требовали рефлексии и прогноза действий соперника, провоцировали ситуацию конфликта и побуж­дали искать продуктивный выход, предполагали взаимодей­ствие мальчиков и девочек и т. д.

К подробному изложению возможных программ работы мы обратимся в соответствую­щей книге, касающейся содержания работы со школьниками среднего звена.

Мы уверены, что при соответствующей моти­вации любой школьный психолог, используя разнообразную современную литературу, может составить такую программу.

Еще одним вариантом нетрадиционной развивающей ра­боты являются общешкольные психологические игры. Они предполагают включение всей школы в опреде­ленную психологическую деятельность на более или менее дли­тельный срок.

Создание длительной и разветвленной ролевой игры — дело тонкое, предполагающее знание реальной школь­ной ситуации. Мы предлагаем вниманию читателей неболь­шую одно-двухдневную игру «Радуга».

Содержание «Радуги» связано с применяемыми в психоло­гии методами цветовой диагностики (тест Люшера, ТЦО, мето­дика Лутошкина и др.).

Утром, при входе в школу, всем учени­кам и педагогам предлагается определить свое настроение с помощью цвета и опустить квадратик соответствующего цвета в общую урну (в данном случае мы не обсуждаем организаци­онные стороны игры и рассматриваем только ее содержание). Урн две — одна для учащихся, вторая — для педагогов. Выби­рать предлагается из нескольких фиксированных цветов.

Для простоты процедуры, учитывая ее не строго диагностический, а популяризаторский характер, можно ограничится 4-5 основ­ными цветами: красный, зеленый, желтый, серый, черный, на­пример.

В течение учебного дня данные обрабатываются и вывешиваются две круговых диаграммы с раскладом утрен­них цветовых выборов учеников и педагогов.

При выходе из школы ученики и педагоги еще раз осуществляют выбор цвета в соответствии со своим актуальным состоянием. Утром следу­ющего дня у всех членов школьного коллектива появляется возможность сравнить между собой утренние и вечерние диаг­раммы детей и учителей, а также почитать на специальном стенде материал о том, что означает каждый цвет.

Опыт проведения такой игры показывает, что она чрезвы­чайно увлекает всю школу. На переменах, уроках и дети, и педагоги обсуждают возможные итоги, значение цветов. Кро­ме того, сравнение диаграмм дает всем участникам внутришкольного взаимодействия богатый материал для анализа.

В день тестирования может быть организован специальный «пси­хологический тотализатор»: предложено всем желающим пред­сказывать результаты опроса, сочетание и изменение сочета­ния цветов в школьных и учительских диаграммах, их соотно­шение между собой.

Школа практической конфликтологии может также использоваться в школьной психологической практике как развивающая программа. Она предполагает обучение подростков навыкам анализа и разрешения межличностных конфликтов. Возможны различные формы ее существования.

Прежде всего, конфликтологическая школа может быть вклю­чена в план деятельности психолога как основная форма веде­ния общеразвивающей работы в параллелях 8 или 10 классов в период проведения там текущих диагностических, консуль­тативных и коррекционных мероприятий.

В этом случае про­грамма может быть реализована в форме серии групповых встреч (в рамках одного класса).

В ходе этих занятий психолог познакомит ребят с явлением конфликта, его основными при­чинами и следствиями, проведет психодиагностические про­цедуры, направленные на измерение уровня конфликтности личности, стилей разрешения межличностных проблем и дру­гое, в игровой форме поможет прожить и разрешить различные конфликтные ситуации.

Учитывая тот факт, что психолог в этом случае работает со всем классом, работа скорее всего будет носить разъясняющий и демонстрационный характер.

Хотя и в этом случае возможно проведение психологической работы, в которую активно будут включены все школьники. Например, психо- или социодраматические действия.

Обучающий потенциал конфликтологической программы будет значительно выше при организации в школе постоянно действующего клуба «профессиональных» конфликтологов.

Подростки, прошедшие семестровый курс обучения, смогут, совершенствуясь дальше, принимать участие в разрешении различных конфликтов во внутришкольной ученической сре­де.

Такого рода работа с подростками является общепризнан­ной мировой практикой и хорошо зарекомендовала себя в дру­гих странах.

Специфика тренинговой работы со школьниками в данном случае заключается в том, что психолог обучает их не только умению анализировать конфликт, находить общий язык с оппонентом, правильно слушать и давать адекватную обратную связь, но и навыкам посреднической деятельности при разрешении конфликтов.

Аналогично конфликтологическому в школе может быть создан просто психологический клуб, условно говоря — клуб любителей психологии.

В рамках данного клуба могут фун­кционировать: факультатив, тренинговые группы для жела­ющих с определенной тематикой встреч, психологический лекторий, телефон доверия и т. д., причем в организации и проведении этих мероприятий большая роль может отводить­ся самим школьникам.

Психолог может привлекать их к проведению определенных этапов плановых диагностических исследований, ведению развивающей работы в младших па­раллелях и др.

Мы привели примеры организационных форм, в рамках которых может разворачиваться развивающая работа школь­ного психолога. При этом отметим еще раз, что создание та­ких программ доступно и ему самому.

Подробно на содержа­нии развивающих и психокоррекционных программ, предла­гаемых нашими авторами, мы остановимся в соответствующих книгах, посвященных психологической работе в различных школьных параллелях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)