Общие вопросы логистики складирования

Место и роль складов в экономике
Управление работой склада представляет собой одно из важнейших направлений логистической работы. Довольно часто под логистикой подразумевают исключительно организацию складской деятельности (включая работы по поддержанию ассортимента и транспортировку товаров на склад и со склада). Мы такую узкую трактовку логистики не разделяем, но некоторые основания она под собой имеет.

Под складом обычно понимается место, предназначенное для хранения запасов. В экономике присутствуют склады, так как всегда есть потребность в балансировании, сглаживании ритмов производства и потребления товаров. На рис. 5.1 показаны желаемые ритмы работы производителя некоторой продукции, его поставщика и потребителя этой продукции.

Конечный потребитель (показан жирной сплошной линией) желает регулярно получать маленькие партии товара и поддерживать некоторый страховой запас. Производитель продукции (показан пунктирной линией) равномерно производит и реализует небольшие партии продукции. Поставщику сырья (показан тонкой сплошной линией) удобно поставлять крупные партии товара через большие промежутки времени.

Налицо несоответствие ритмов работы предприятий-участников. В том случае, если эти ритмы не сбалансированы, предприятия при совместной работе несут более высокие издержки. При условии, что у нас в этой производственной системе отсутствуют склады, этим организациям остается только подстраиваться друг под друга. Кто под кого будет подстраиваться, зависит от
«весовых категорий» участников.

Если поставщик сырья представляет собой гигантскую компанию-монополиста и ему не очень интересен каждый конкретный покупатель его продукции, остальные участники будут вынуждены подстраиваться к нему – ломать привычный ритм потребления конечной продукции, перекраивать технологическую схему производства, может быть, заменять оборудование. Если конечный потребитель – это администрация губернатора, возможно, остальные участники будут стараться работать так, чтобы не причинить ей никаких неудобств.

Они волей-неволей будут уменьшать разовые партии поставки сырья, снижать количество готовых изделий в партии выпуска. Очевидно, что такие решения ведут к росту транспортных и производственных издержек, расходов, связанных с закупкой сырья, и накладных расходов. В результате все участники производственно-сбытовой цепочки оказываются менее эффективны на рынке.

Как это часто бывает, для того чтобы решить эту проблему, необходимо совершить определенные капиталовложения, понести затраты. В данном случае инвестиции необходимы на строительство и обустройство складов, а затраты – на осуществление текущих складских операций. Наличие складов позволяет создать своего рода подушку безопасности, смягчающую биения, вызванные разностью ритмов работы предприятий.

Классификации складов

Существует несколько классификаций складов:

  • по техническому устройству – открытые площадки, площадки под навесом, полузакрытые, закрытые;
  • по виду продукции – склады сырья, материалов, комплектующих, незавершенного производства, готовой продукции, отходов, тары и т.д.;
  • по выполняемым функциям (функции складов будут рассмотрены ниже);
  • по способу организации работы – автоматизированные, механизированные и немеханизированные (эта классификация была принята в СССР в основном для целей формирования государственной статистики. Динамика, например, показателя доли механизированных складов в общем количестве складов показывает прогрессивность применяемой технологии организации складской деятельности, позволяет получить общую оценку степени развития складской логистики в регионе, республике);
  • по категориям (западная классификация, позволяющая наглядно оценивать уровень технического оснащения и уровень сервиса, предлагаемый данным складом. Выделяют склады по категориям: А+, A, B, C, D. Чем в более удобном месте он расположен и чем лучше оснащено здание, тем выше категория склада).

Задачи складской деятельности

К основным задачам складской деятельности можно отнести:

  • выбор стратегии складирования (компания может предпочесть пользоваться арендованными складами или же приобрести их в собственность. Достоинства и недостатки этих стратегий будут рассмотрены ниже);
  • определение числа складов;
  • выбор места расположения складов (в главе «Логистика распределения» мы говорили о размещении распределительных центров. Эту же логику рассуждений можно применять и при размещении складов);
  • выбор формы снабжения складов в складской сети (централизованная или децентрализованная форма снабжения);
  • проектирование склада (необходимо рассчитать площадь склада, необходимую для обеспечения требуемых показателей деятельности, составить схему размещения складского оборудования, выделить различные зоны);
  • организация грузопереработки (работа на складе предполагает выполнение массы функций: размещение товаров, учет и контроль остатков, упаковка, маркировка, сортировка товаров, внутрискладское перемещение, выдача товаров со склада и т.д.);
  • координация работы со смежными службами (отделом маркетинга, бухгалтерией, транспортными подразделениями).

Функции складов

Обычно выделяют нижеследующие функции складов:

1. Хранение. Склады хранения – самая распространенная разновидность складов. Они предназначены для накопления материальных запасов. Два главных требования, предъявляемые к этим складам, – большая вместимость и обеспечение сохранности грузов. В понятие сохранности при этом входит как выдерживание необходимых технических параметров работы (температура, влажность и т.д.), так и малый процент хищений, порчи и утери товаров.

2. Перевалка. Перевалочные склады, также называемые «склады оборота грузов», располагаются в узлах транспортной сети: на товарных железнодорожных станциях, в морских и речных портах, иногда на окраинах крупных городов. Они предназначены для кратковременного хранения, перегрузки товаров на другие транспортные средства и отправления их дальше. Основные требования, предъявляемые к этим складам, – четкая организация документооборота и оперативность приемки и выдачи товаров со склада.

3. Комиссионирование – это составление сборных неоднородных единиц груза в соответствии с заказами клиентов. Склады комиссионирования – это, прежде всего, склады предприятий торговли. Они предназначены для создания необходимого ассортимента продукции, обычно – продукции разных производителей. Главные требования – большая вместимость, легкость проведения инвентаризации и наличие удобных площадок для комплектования заказов на отправку.

4. Прочие функции. К этой группе относятся склады, назначение которых заключается в выполнении функций, отличных от хранения, перевалки и комиссионирования. Например, городские свалки или места захоронения радиоактивных отходов, скотомогильники. Нельзя сказать, что на этих складах производится «хранение» каких-либо объектов, так как хранение предполагает дальнейшее использование, перевалка и комиссионирование также не происходят. К этой группе складов можно отнести штрафные стоянки, склады таможенного конфиската и т.д.

Виды складских площадей

Обычно выделяют четыре вида складских площадей.

1. Грузовая (полезная) площадь – площадь, предназначенная непосредственно для хранения запасов. Место, занятое стеллажами, бункерами, предназначенное для размещения ящиков и т.д. Обычно большая часть складских площадей относится к полезной площади.

2. Оперативная площадь – пространство, необходимое для выполнения складских операций: приемки, перемещения, маркировки, упаковки, сортировки, выдачи запасов. Вторая по величине площадь.

3. Служебная площадь – площадь, необходимая для работы вспомогательных и управленческих работников склада, а также занятая бытовыми и подсобными помещениями. Кабинет начальника склада, комната охраны, туалеты и душевые, комнаты для переговоров и т.д. – всё это служебная площадь. В зависимости от размера и назначения склада эта площадь может быть как незначительной, так и очень большой.

4. Конструктивная площадь – пространство, которое не может быть использовано из-за конструктивных особенностей здания. Колонны, лестницы, двери и окна, декоративные элементы не позволяют полезно использовать часть площади склада.

Может показаться, что при проектировании склада следует любыми путями увеличивать грузовую площадь. Это мнение представляет собой распространенную ошибку. Очевидно, что если склад будет плотно заполнен коробками с разными товарами, работать на этом складе будет достаточно неудобно. Комплектация каждого заказа в этом случае будет сопровождаться
«перебором» всего склада и перераспределением всей хранящейся продукции. Этот процесс будет напоминать детскую игру в «пятнашки».

Для складов, выполняющих разные функции, должны выдерживаться свои пропорции складских площадей различных видов. Так, например, для перевалочных складов первостепенное значение имеет оперативная площадь. Такие склады могут быть даже не очень вместительными, но если они потеряют способность быстро и без задержек обеспечивать внутрискладское перемещение и выдачу/приемку товаров, они окажутся бесполезны.

Стратегии складирования (собственный склад или склад общего пользования)
Каждое предприятие за годы своего существования один или несколько раз оказывается перед выбором: следует ли использовать склад сторонней организации или непременно нужно организовывать свой собственный. И тот и другой вариант имеет ряд достоинств.

К основным достоинствам использования арендованных складов можно отнести:

  • простоту смены места дислокации предприятия или вида его деятельности;
  • меньшее число «неприятных неожиданностей». Все вопросы взаимодействия с арендодателем можно прописать в договоре, и необходимость срочного ремонта, внеплановых проверок и т.п. не будет Вас волновать;
  • возможность увеличения или сокращения занимаемых площадей в зависимости от сезонности или состояния экономики региона;
  • малые капиталовложения в оборудование склада и т.д. У нашего предприятия остаются свободные денежные средства, не вложенные в здания и землю;
  • в среднем аренда склада обходится дешевле, чем содержание своего склада из-за эффекта масштаба.

К достоинствам использования собственного склада относятся:

  • возможность организовать нужный нам режим работы склада;
  • вложение денег в техническое оснащение своего склада более целесообразно, чем арендованного;
  • склад является активом, под который можно получить банковский кредит, и т.д.;
  • свой склад выполняет имиджевые функции;
  • если требуется выполнение каких-либо экзотических операций или должно использоваться редкое оборудование, свой склад более удобен.

Очевидно, что достоинства первого варианта совпадают с недостатками второго варианта, и наоборот. Каждое предприятие в зависимости от наличия у него денежных средств, от потребного объема хранения, от того, какие товары предполагается хранить на складе, от желаемого уровня логистического сервиса выбирает первый или второй вариант.
Выбор формы хранения товаров для складской сети (централизованная или децентрализованная)

На рис. 5.2 представлены централизованная и децентрализованная формы хранения. Стрелками показано направление движения материального потока.

Централизованная форма (на рис. 5.2, а) предполагает наличие одного главного склада, на котором поддерживается полный ассортимент товаров, и множества второстепенных складов, необходимых для текущей работы с клиентами.

Второстепенные склады могут и вовсе отсутствовать, если компания уверенно чувствует себя на рынке и знает, что клиенты готовы преодолевать существенное расстояние, чтобы обратиться на центральный склад.

К достоинствам централизованной формы хранения можно отнести следующие:

  • простоту учета и контроля остатков, удобство пополнения запасов на центральном складе;
  • требуется меньшее число высококвалифицированных специалистов: логистов, системных администраторов, маркетологов, аналитиков.

Мы должны будем обеспечить персоналом только один склад – центральный, а на других площадках будут работать менее квалифицированные и легко заменяемые работники;

  • простоту поиска помещений. Помещения периферийных «точек» можно брать в аренду и при необходимости гибко варьировать их число и место расположения. Высокие требования предъявляются только к центральному складу;
  • экономию на складском оборудовании и технике: в этом случае нам нужен только один комплект технического оснащения, а не 3-4-…, как в случае децентрализованной формы снабжения;
  • централизованная форма снабжения в среднем дешевле обходится предприятию;
  • простоту организации доставки товаров в периферийные подразделения: маршруты фиксированы, можно назначить время ежедневного прихода товаров.

Децентрализованная форма хранения (на рис. 5.2, б) предполагает наличие нескольких равноправных складов, каждый из которых занимается обслуживанием клиентов. В случае отсутствия на одном складе какого-либо товара отправляется запрос на другие склады, и товар доставляется клиенту.

К достоинствам децентрализованной формы снабжения можно отнести следующие:

  • большую быстроту обслуживания потребителей. Вероятность обнаружения требуемого товара на ближайшем складе возрастает с увеличением размера склада. Потребителю не приходится ждать, пока товар будет доставлен с центрального склада;
  • более высокое качество обслуживания потребителей. На крупном складе мы можем позволить себе содержать более квалифицированных работников – консультантов, бухгалтеров, специалистов по продажам. Возможна организация оказания дополнительных услуг: упаковки, доставки, настройки, сервисного обслуживания и т.д.;
  • большую защищенность каналов передачи информации. Если выйдет из строя канал, связывающий склады А и Б, у каждого из них останется по два других канала связи.

Кроме того, крупный склад может изолированно работать более длительное время, чем периферийная точка продаж при работе в централизованной системе хранения; сеть крупных складов окажет большее влияние на имидж компании, чем множество мелких точек с незначительным ассортиментом продукции в каждой.

Очевидно, что достоинства централизованной формы хранения представляют собой недостатки децентрализованной, и наоборот. Каждое предприятие в зависимости от того, какие товары предполагается хранить на складах, от функций, которые предполагается возложить на склады, от желаемого уровня логистического сервиса, выбирает ту или другую форму хранения.

Определение числа складов
Методика определения числа складов в транспортно-складской системе основана на сравнении суммарных издержек, связанных с разным количеством складов.

Выделяют семь основных категорий издержек:

  1. расходы на строительство и эксплуатацию складов (С1). Эти издержки возрастают при увеличении числа складов;
  2. затраты на поставку товаров на склады (С2). При увеличении числа складов затраты на поставку товаров на склады увеличиваются;
  3. затраты на содержание запасов (затраты хранения) (С3). При увеличении числа складов увеличивается количество запасов (материалов, готовой продукции и т.д.), которые хранятся на складах. Это увеличение скорее всего будет не прямо пропорционально увеличению количества складов, потому что склады могут быть разными по назначению, на них будет поддерживаться различный ассортимент продукции, они могут быть различны по объему;
  4. затраты на закупку запасов (С4). С увеличением числа складов увеличиваются расходы на закупку размещаемой на них продукции, так как этой продукции требуется больше;
  5. затраты, связанные с учетом и контролем остатков, с организацией закупок (С5). Учет и контроль остатков проще (и дешевле) организовать на одном складе. Если у компании только один склад, исчезает неопределенность по поводу того, на который из складов была отправлена та или иная партия продукции, снижается количество возможных ошибок. При увеличении числа складов растут и затраты на учет и контроль запасов;
  6. затраты на доставку товаров потребителям (С6). Если у компании только один склад, все потребители вынуждены обращаться туда, чтобы получить продукцию. Если компания открывает ещё один склад, каждый потребитель оценивает величину транспортных издержек, связанных с доставкой ему единицы продукции с нового склада и со старого склада. Если новая сумма издержек меньше, потребитель получает возможность сэкономить. Если для нового склада издержки выше, потребитель обращается на старый склад и ничего не теряет. Таким образом, при увеличении числа складов расходы на доставку товаров потребителям в среднем должны уменьшаться;
  7. потери от упущенных продаж (С7). Довольно часто потребитель отказывается приобретать товар у поставщика, который расположен далеко или в неудобном месте. При увеличении числа складов удобство для потребителей в среднем повышается. Следовательно, потери от упущенных продаж должны сокращаться.

Как видите, названные издержки при изменении числа складов ведут себя по-разному. Некоторые – растут, некоторые – сокращаются. Изменение издержек при изменении числа складов графически представлено на рис. 5.3.

Кривая Собщ – это кривая суммарных издержек, связанных с использованием различного количества складов. Эта кривая получена сложением кривых С1:С7. Минимуму этой кривой соответствуют минимальные издержки и соответственно оптимальное число складов.

Очевидно, что эта модель во многом условна. Например, не учитываются функции, возложенные на склады. Если у предприятия в регионе 6 складов, а найденное оптимальное число складов – 2, неужели можно слепо вычеркнуть 4 склада, не обращая внимания на их вместимость, их расположение на местности, на клиентов, которых обслуживает каждый из них?

Эта модель иллюстрирует поведение издержек при изменении числа складов и показывает, что в каждой транспортно-складской системе есть своего рода точка насыщения, точка равновесия, соответствующая наименьшим издержкам. Реальное решение об увеличении или уменьшении числа складов принимается на основании изучения массы переменных. Некоторые из них перечислены в следующем подпункте.

Выбор места расположения склада
В параграфе 4.2 мы говорили о размещении распределительных центров, то есть своего рода складов комиссионирования, на которые должны обращаться потребители, чтобы приобрести нашу продукцию. Все рассмотренные методы могут быть применены для размещения складов любого другого вида: складов сырья и материалов, перевалочных складов, складов готовой продукции и т.д.

Можно назвать ряд показателей, которые будут влиять на выбор места расположения склада:

  • наличие транспортных коммуникаций;
  • возможность использования железнодорожного транспорта;
  • расстояние до потребителей или снабжаемых со склада объектов;
  • стоимость земли;
  • стоимость содержания склада в данном месте (местные налоги и сборы, стоимость рабочей силы, стоимость услуг и т.д.);
  • отношения с местными властями, возможность получения разрешений и т.п.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)