Общая характеристика социологического учения Э. Дюркгейма

ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ
15 апреля 1858 г. – 15 ноября 1917 г.

Один из выдающихся представителей социологической науки Эмиль Дюркгейм (1858–1917) родился во французском городе Эпиналь в семье раввина. Здесь он закончил колледж, отсюда отправился для продолжения обучения в Париж, где провел большую часть своей жизни, написал многие свои труды, создал кафедру социологии Сорбонны и умер (прямо по французскому афоризму: «Поэты рождаются в провинции, а умирают в Париже»).

В парижском Лицее Людовика Великого Дюркгейм готовился к конкурсному экзамену для подготовки в Высшую нормальную школу, куда поступил в 1879 г. В это время в пансионе Жоффре он познакомился с Ж. Жоресом, будущим руководителем Французской социалистической партии, страстным борцом против колониализма, милитаризма и войны. В Высшей нормальной школе, одном из наиболее сильных учебных заведений Франции, он слушал лекции знаменитых ученых того времени историка Ф. де Куланжа и философа Э. Бутру. Сдав в 1882 г. экзамен на звание преподавателя философии, он на три года уехал преподавать эту дисциплину в Санс и Сен-Кантен.

В 1885–1886 гг., взяв годовой отпуск для занятий общественными науками, Дюркгейм, как говорят в наше время, «повышал квалификацию» в Париже, а затем в Германии у известного социального психолога В. Вундта. Это позволило ему в течение следующего года написать и опубликовать сразу три статьи, после чего решением министра в 1887 г. он был назначен профессором педагогики и социологии в университете г. Бордо.

Курс, который читал здесь Дюркгейм, был первым курсом социологии во французских университетах. И еще одно обстоятельство нужно здесь отметить: именно с этого периода социология и педагогика оказались тесно связанными в теоретической и практической (педагогической) деятельности французского ученого. В конце 1880-х – начале 1890-х гг. Дюркгейм продолжает преподавать и пишет статьи на самые разные темы: об убийстве и рождаемости, о дефиниции социализма и др.

Последнее десятилетие XIX в. можно определить как самый плодотворный – с точки зрения написания работ крупной формы – этап в творчестве Дюркгейма. В 1893 г. он защищает докторскую диссертацию на тему «О разделении общественного труда» – вместе с диссертацией на латинском языке «Вклад Монтескьё в становление общественной науки». Первая  диссертация была опубликована в этом же году в виде книги.

Вслед за ней, в 1895 г., он издает следующую свою монографию – «Правила социологического метода» (в русском переводе  книга получила название «Социологический метод»), а еще через два года, в 1897 г. – новую работу под названием «Самоубийство». Помимо трех наиболее фундаментальных своих работ (как выяснилось  впоследствии), Дюркгейм написал и опубликовал несколько крупных статей в «Философском обозрении» и основанном им в 1896 г. «Социологическом ежегоднике». Так что, действительно, десятилетие (а, точнее, семилетие, начиная с 1893 г.) стало необыкновенно результативным в творческом отношении.

Новый этап в деятельности, прежде всего педагогической, начинается с 1902 г., когда его приглашают внештатным сотрудником в Сорбонну на кафедру педагогики  филологического факультета. Помимо вопросов образования и воспитания, которые его очень привлекают не только как теоретика, но и практика – педагога, он все больше и больше занимается религиозной проблематикой.

Многолетний интерес к последней в конце концов находит свое отражение в еще одном фундаментальном произведении Дюркгейма – «Элементарные формы религиозной жизни»  (1912), которое многие специалисты по творчеству социолога считают самой значительной его работой. С 1906 г. он становится штатным профессором и руководителем названной выше кафедры, где преподает и социологию, и педагогику. В 1913 г. кафедра получает название кафедры социологии Сорбонны.

Все эти годы Дюркгейм посвящает много времени социологическим проблемам морального сознания, образования и воспитания. В этой связи следует назвать его знаменитую лекцию «Педагогика и социология» (изданную отдельной работой), сообщение во Французском философском обществе «Детерминация морального факта», лекционный курс в «Коллеж де Франс»  «Выдающиеся педагогические учения во Франции начиная с ХVIII в.», выступление на философском конгрессе в Болонье на тему «Суждение о реальности и ценностное суждение».

Начавшаяся в 1914 г. мировая война приносит Дюркгейму горе и страдание. В 1916 г. погибает на Салоникском фронте его единственный и горячо любимый сын, подававший большие надежды молодой социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына усугубила болезнь и ускорила кончину Э.Дюркгейма. Это произошло в ноябре 1917 г.

Французский ученый остро чувствовал кризис буржуазного общества и стремился противопоставить ему, снять его отрицательное влияние с помощью социологического  обоснования планов общественного переустройства. Для достижения этой цели он активно использовал популярный в конце ХIХ – начале ХХ в. лозунг общественной солидарности, уделив немало внимания его теоретическому обоснованию.

Будучи настроенным антиреволюционно и реформаторски, Дюркгейм приветствовал создание и организацию профессиональных корпораций, которые, по его мнению, существенно улучшают общественную мораль. Работая многие годы в области теории и практики педагогики, он считал, что существенной перестройке должна подлежать вся  система образования и воспитания. Значительную положительную роль в этом процессе, по его мнению, призвана была сыграть социология.

Исследования Дюркгейма в области религии, развивавшиеся параллельно с изучением воспитания и обучения, привели его к пониманию необходимости борьбы против церковного влияния на школьное и университетское образование, против засилья клерикалов. Он внес немалый вклад в обоснование политики отделения церкви от государства и школы от церкви. Эта  борьба, в которой ученый участвовал непосредственно, увенчалась успехом: во Франции в 1905 году был принят соответствующий закон.

Дюркгейм создал и оставил после себя мощную школу социологов, которая просуществовала вплоть до начала 1930-х гг. Его учениками были такие известные  исследователи, как М. Мосс, М. Хальбвакс, Ф. Симиан, Э. Леви-Брюль, А. Юбер, А. Герц и др. Французский мыслитель был не чужд политических страстей, о его связях с французскими социалистами и  дружбе с их вождем Ж. Жоресом достаточно много говорилось и писалось в свое время. Но его  отношение к социализму как учению было неоднозначным.

Достаточно сказать, что Дюркгейм рассматривал социализм как исключительно ошибочное экономическое учение, к тому же не уделяющее должного внимания моральным проблемам. Что же касается конфликта между классами, проблему которого социалисты считали едва ли не самой главной в обществе, то по этому вопросу французский социолог имел иное мнение.

Он считал, что улучшение жизни рабочих наступит  в результате реформ общественного устройства, которые будут приняты вследствие осознания их необходимости всеми классами общества, и, таким образом, оно окажется вне сферы социальных конфликтов. Теперь перейдем к рассмотрению конкретных проблем социологического творчества Дюркгейма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)