Общая характеристика социологического учения М. Вебера

МАКС ВЕБЕР
21 апреля 1864 г. – 14 июня 1920 г.

Великий немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920) родился в Эрфурте. Его отец был юристом, выходцем из семьи промышленников и купцов, занимавшихся в Вестфалии текстильным делом. Мать была высокообразованной и культурной женщиной, много занималась проблемами религии и социальными вопросами. До самой смерти (умерла за год до кончины Вебера, в 1919 г.) она сохраняла тесный духовный контакт со своим сыном, постоянно стимулируя его потребность в религиозной вере.

Когда Максу исполнилось пять лет, семья переехала в Берлин. Этот город, как и в жизни Г. Зиммеля, сыграл большую роль в судьбе Вебера. Здесь он избирался в муниципальный сейм, затем в сейм Пруссии и рейхстаг.

В салоне своих родителей молодой Вебер познакомился со многими представителями творческой интеллигенции – философами, историками, экономистами, правоведами, психологами. Среди них были Дильтей, Моммзен, Трейчке, Зибель и др. Несомненно, эти знакомства и встречи способствовали пробуждению поистине энциклопедических интересов будущего ученого.

В 1882 г. Вебер поступает на факультет права в один из лучших немецких университетов того времени – Гейдельбергский. Наряду с юриспруденцией, он изучает философию, историю, экономику, теологию, т.е. те дисциплины, в рамках которых он впоследствии будет заниматься научным творчеством, причем очень серьезно в каждой из них.

Это затем позволит утверждать экономистам, что Вебер был крупным экономистом, правоведам – то же самое в отношении права, соответственно философам, историкам, теологам – что он достойно представлял в мире науки их сферы знания. В студенческие годы он принимал также активное участие в жизни студенческой корпорации. Проучившись три семестра, Вебер был призван на военную службу.

Он проходил ее в течение года в Страсбурге сначала солдатом, а затем офицером  имперской армии, чем всегда очень гордился. В 1884 г. он возобновляет учебу – сначала в Берлинском, а затем – в Геттингенском университетах.

В 1886 г. Вебер сдает первые университетские экзамены по юриспруденции. Вслед за этим он начинает активно заниматься политикой, вступив в «Общество  социальной политики», куда входили представители университетской интеллигенции, интересовавшиеся соответствующими вопросами жизни общества. В 1890–1892 гг. по просьбе «Общества» Вебер проводит эмпирическое социологическое исследование – опрос о положении крестьян и сельскохозяйственных рабочих в Восточной Пруссии.

Он показывает, что крупные землевладельцы  ради сокращения расходов на заработную плату не стеснялись ввозить в свои поместья русских и поляков,  принуждая таким
образом к миграции на западные земли и в индустриальные города коренных немцев. Вебер проводил идею о дегерманизирующей восточную часть Пруссии деятельности юнкеров.

При этом сам характер исследования и написания отчета по нему не содержал в себе оценочных характеристик, тем более – эмоциональных аспектов, связанных с трудным положением сельскохозяйственных рабочих. Проблемы их жилья, заработной платы, бытового устройства волновали  Вебера меньше всего, главным было выяснение тенденций развития немецкой нации и того, как процессы в восточных землях способствуют (препятствуют) этому.

В 1889 г. он защищает в Берлине диссертацию, посвященную истории торговых обществ в Средние века. Это была его первая диссертация. Через два года он пишет и  защищает еще одну, на тему «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права».

Блестящая защита сыграла важную роль в приглашении Вебера на должность профессора одной из кафедр факультета права Берлинского университета. В 1893 г. он женился на Марианне Шнитгер, а в 1894 г. стал профессором кафедры политической экономии Фрайбургского университета. В этом же году вышла его книга по материалам исследования 1890–1892 гг. под  названием «Тенденции к изменению положения сельскохозяйственных рабочих Восточной Германии».  В 1896 г. он принимает руководство кафедрой в Гейдельбергском университете.

Следующий год в жизни Вебера омрачился тяжелым нервным расстройством. Его причиной, вероятно, стало бурное объяснение с отцом, которого после разговора с сыном  поразил инсульт. Четыре года Вебер не работает, чтобы обрести душевный покой. Он путешествует по Италии, Швейцарии, Корсике. В 1902 г. он возобновляет преподавательскую деятельность в Гейдельбергском университете, а в 1903 г. вместе с В. Зомбартом создает журнал «Архив социальной науки и социальной политики».

В 1904 г. состоялась поездка Вебера в США, в г.Сент-Луис, где он участвовал в конгрессе социальных наук и выступил с лекцией о капитализме и сельском  обществе в Германии. США производят на него очень глубокое впечатление. В этом же году в созданном им журнале Вебер публикует первую часть «Протестантской этики и духа капитализма», в следующем году – вторую часть этой работы.

Внимание немецкого социолога привлекает русская революция  1905 г. и, чтобы знакомиться с материалами о ней в оригинале, он изучает русский язык. В 1906 г. в свет выходит серия его статей, посвященных России (о буржуазной демократии, мнимом  конституционализме и др.). В 1907 г. Вебер получает наследство и возможность полностью посвятить себя науке.

Он создает свой салон в Гейдельберге, который посещает большинство известных немецких ученых (философов, социологов, историков, экономистов) того времени:  Виндельбанд, Зиммель, Трельч, Зомбарт, Науман, Тённис, Михельс и др. В 1908 г. М. Вебер организует Немецкую ассоциацию социологов и издает серию работ по социальным наукам. В 1909 г. он начинает писать свою главную социологическую книгу «Хозяйство и общество», которая будет издана после смерти ученого его женой.

В 1910 г. он участвует в конгрессе Немецкого общества социологов (возглавляемого Ф. Тённисом) и выступает на нем с четкой антирасистской позицией.

Вебер избирается в состав руководящего комитета общества, однако в 1912 г. выходит из него из-за теоретических расхождений по вопросу «о свободе от оценки» (он отстаивал необходимость такой свободы для социолога). В 1913 г. была опубликована очень важная с точки зрения теоретической социологии статья ученого «О некоторых категориях понимающей социологии».

С началом Первой мировой войны Вебер поступает на военную службу, став руководителем группы госпиталей Гейдельбергского района (вплоть до конца 1915 г.). В  1916–1917 гг. он выполняет ряд различных официальных миссий в столицах европейских государств – Вене, Будапеште, Брюсселе, стремясь убедить руководителей Германии в необходимости избегать расширения войны, однако считает, что страна не должна уступать своих лидирующих позиций в мировой политике.

В годы войны ученый пишет и публикует очень значимые работы, касающиеся прежде всего социологии религии. Это «Хозяйственная этика мировых религий» (1915), несколько глав «Социологии религии» (1916). Вообще все социологические исследования религии у Вебера были объединены в трехтомник, в котором были рассмотрены протестантизм, иудаизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, индуизм. Он планировал выпустить четвертый том, посвященный исламу, но смерть помешала сделать это.

В 1918 г. Вебер едет в Вену читать лекции на летних курсах университета, в которых излагает свое понимание социологии политики и религии. Зимой того же года он получает приглашение сделать два доклада в Мюнхенском университете: «Наука как призвание и профессия» и «Политика как призвание и профессия». В следующем, 1919 г. он принимает кафедру общественно-экономических наук в этом университете и руководит ею до середины 1920 г.

В Мюнхене социолог продолжает работать над книгой «Хозяйство и общество», первые части которой были отпечатаны осенью 1919 г., а весь текст – в 1922 г. В университете он читает студентам лекции, посвященные социологическому учению о категориях, а также курс «История хозяйства» (напечатан в 1924 г. в виде отдельной работы). Их (лекций) содержание было опубликовано в качестве вводной части в книге «Хозяйство и общество». В июне 1920 г. Вебер умирает.

Круг научных интересов Вебера был необыкновенно широким. Это античная, средневековая и новая история; история хозяйства, права, религии и даже искусства; природа и история капитализма; капиталистическая урбанизация и история города; социология религии; хозяйственная этика; методология социального познания; общие проблемы социологии, ее понимания; теория социального действия и учение об идеальных типах. В учебнике будет представлена лишь социологическая часть творчества Вебера.

Осмыслить ее не так просто, ведь немецкий ученый не настаивал на необходимости институционализации социологии так, как это делали некоторые его коллеги (Тённис,  Зиммель). Отсюда – позиция части «вебероведов», которые считают, что творчество ученого нужно рассматривать только как цельное и целостное, видеть многослойность его мышления и следовать ей, не выделяя специально в качестве предмета изучения исключительно социологические взгляды.

Нам представляется более предпочтительной иная позиция, которая позволяет вычленять отдельные стороны (социологическую, правовую, историческую, экономическую и др.) действительно  многослойного творчества Вебера в качестве предмета самостоятельного изучения. Поэтому перейдем к анализу конкретных аспектов социологического учения выдающегося немецкого ученого.

Возникает вопрос: с чего Вебер начал и как он пришел к необходимости работать в области социологии? Находясь под влиянием И. Канта, его последователей –
неокантианцев Г. Риккерта (непосредственного учителя Вебера) и В. Виндельбанда, с одной стороны, и К. Маркса – с другой, он начал с изучения экономической истории (о  чем свидетельствует его диссертация).

Исследуя проблемы взаимоотношения экономики с другими сферами человеческой деятельности – политикой, правом, религией и т.д., Вебер пришел к выводу о необходимости специально заняться социологией, в основном социологией экономического поведения людей. Причем его  интересовала деятельность не больших групп людей, а индивидов, именно их экономическое поведение и его мотивация. Это поведение он и считал социальным действием.

Так родилась идея  необходимости создания одной из наиболее фундаментальных концепций социологической науки за все время ее существования – теории социального действия как инструмента для объяснения поведения различных типов людей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)