Первые школы в социологии

Значение классического этапа в развитии социологической науки заключалось в том, что уже в его рамках стали возникать первые социологические школы. Здесь необходимо  сказать о двух – французской социологической школе Э. Дюркгейма и Чикагской социологической школе (США).

За всю более чем полуторавековую историю социологии существовало всего лишь  несколько крупных школ. Значительная научная школа – явление в социологии не такое уж  частое и распространенное. Для возникновения подобной школы необходимо наличие нескольких совпадающих по времени, месту, содержанию и направленности обстоятельств. Речь идет о каком-то конкретном периоде и его определенной продолжительности.

Как правило, он занимает не менее 20 лет; это тот срок, в течение которого школа должна сформироваться как некоторое  объединенное на основе общих методологических принципов и подходов научно-творческое неформальное сообщество и проявить себя соответствующим образом в социологической деятельности.

Школа  характеризуется наличием ярко выраженного лидера (лидеров), институционального статуса (к примеру, принадлежность к университету), центра для обмена научными идеями и творческих  встреч (теоретический семинар, издание журнала), общих профессионально этических установок ее представителей. Именно этим требованиям отвечали появившиеся в границах классического этапа две упомянутые выше школы.

Французская социологическая школа Э. Дюркгейма

При рассмотрении творчества Дюркгейма уже говорилось о том, что он оставил после себя многочисленных учеников, ряд из которых после его смерти (а некоторые – еще при  жизни) стали известными не только во Франции, но и далеко за ее пределами исследователями. У школы был центр, вокруг которого объединились ее представители.

Им оказался  журнал «Социологический ежегодник», который был создан по инициативе Дюркгейма и издавался при его  жизни в период с 1898 по 1913 гг. (после смерти основателя школы имела место попытка  восстановить издание журнала – в 1925–1927 гг., а роль ее лидера перешла к ученику Дюркгейма М. Моссу).

В состав школы входило до 15 социологов, среди них такие известные как Л.  Леви-Брюль, С. Бугле, М. Хальбвакс, Р. Герц, А. Юбер, П. Фоконне, Ж. Дави, П. Фавр и др. Эта школа начала свою деятельность на рубеже ХIХ–ХХ вв., а распалась уже в 1930-х гг.

Особенности французской социологической школы состояли в следующем. В теоретическом плане ее представителей сближало использование в качестве методологии  социологического анализа позитивизма. Центральной, интегрирующей идеей стала концепция социальной  солидарности Дюркгейма и стремление ее реализовать в либеральных позициях  социал-реформаторского характера (мирное разрешение классовых противоречий, учет интересов беднейших  слоев населения, антиклерикальная направленность).

С точки зрения определения векторов  деятельности заслуга школы состояла в институционализации социологии во Франции. Сам  Дюркгейм, как известно, работал в Сорбонне, там же работали многие его последователи, но некоторые из  них заведовали кафедрами и были профессорами Бордоского, Тулузского и других  университетов. Деятельность школы в конечном счете привела к тому, что в 1923 г. изучение социологии  стало обязательным во всех вузах Франции, готовивших педагогов.

Основными направлениями исследований школы были: общая социология, ее  теоретические проблемы, особенно социальная морфология (структура общества); социология  религии; социология права; социология морали. Ее представители тесно сотрудничали с  экономистами, правоведами, лингвистами, историками культуры и т.д.

В этом нашла свое отражение  реализация замысла Э. Дюркгейма о превращении социологии в систему социальных наук. Для школы был  характерен не только высокий уровень научной интеграции (хотя не все идеи Э. Дюркгейма  разделялись в полной мере участниками творческого сообщества), но и наличие дружеских связей и регулярного общения между ее представителями.

Школа организовала и провела ряд серьезных научных дискуссий: о предмете социологии как науки, о социологических проблемах религии, образования, экономики,  политики, права, сравнительных исторических исследований и т.д.

Специалисты, изучавшие деятельность школы, свидетельствуют о бойцовском, прямо-таки задиристом характере ее представителей,  проявлявшемся в ходе дискуссий. Дюркгеймовское движение, как часто  называли школу за рубежами Франции, вызывало большой интерес, а в Сорбонну и иные университеты, где работали  социологи, приезжали учиться из США, Германии, других европейских стран.

Чикагская социологическая школа

В США социологической школой, начавшей свою деятельность во время классического этапа и продолжившей ее уже за его границами, была Чикагская. Под Чикагской школой принято понимать направление научной социологической деятельности теоретических и преимущественно эмпирических исследователей, сотрудничавших на кафедре социологии  (социологическом факультете) Чикагского университета в период между 1892-м и 1935 гг.

В рамках этого периода в деятельности школы можно выделить два этапа: подготовительный и этап активного  функционирования, на который падает пик ее творчества. Рассмотрение второго этапа, связанного с возникновением и развитием зарубежной эмпирической социологии в 1920–1930-е гг., будет  осуществлено в специальной главе второй части учебника.

Здесь же предлагается характеристика лишь первого этапа, связанного с появлением Чикагской социологической школы (1892–1915), т.е. с момента основания социологического факультета
Чикагского университета до оформления центральных идей эмпирической социологии лидерами школы Р. Парком и Э. Берджессом.

Небезынтересно отметить, что термин  «Чикагская социологическая школа» появился во время приближающегося ее кризиса, в 1930 г., принадлежит он исследователю работ школы Л. Бернарду, сами же основатели и наиболее яркие  представители этого направления «школой» себя не называли.

Рассматриваемый этап существования Чикагской школы характеризуется стремлением к созданию единой исследовательской программы, которую, однако,  сформулировать полностью так и не удалось. Зато были решены другие задачи, которые позволили собрать вокруг кафедры социологии и социологического факультета университета немало  сторонников соединения теоретических и эмпирических исследований.

Так, в 1895 г. был  создан первый в мире социологический журнал – «Американский журнал социологии» («American Journal of Sociology»). В отличие от «Социологического ежегодника»,  выходившего во Франции раз в год, периодичность американского журнала составила один номер в месяц. Следует  отметить, что этот журнал продолжает под таким же названием выходить и сейчас и является,  таким образом, старейшим социологическим периодическим изданием в мире.

Через 10 лет после выхода его первого номера, в 1905 г., возникло Американское социологическое общество,  впоследствии Американская социологическая ассоциация (АСА). Она также продолжает свою  работу по сей день. Первым ее президентом и основателем был известный американский социолог  Л. Уорд. Затем на этом посту побывали почти все известнейшие американские социологи ХХ в. (по положению, президенты ассоциации избираются на каждый год новые).

На возникновение и деятельность Чикагской социологической школы большое влияние оказали идеи американской философии прагматизма. Это были концепции Ч. Пирса, У. Джемса, Дж. Дьюи. Кстати, интересно отметить, что первой Чикагской научной школой в области социального знания была не социологическая, а философская школа прагматизма и инструментализма, которую возглавлял Дьюи.

Его взгляды, особенно в области развития личности, образования, воспитания, оказали значительное воздействие на содержание социологических трактовок многих социальных проблем.

В частности, одна из центральных идей Дьюи заключалась в том, что общество можно создавать и развивать только посредством воспитания людей, цель же последнего – формирование у человека стремления к достижению успеха как универсального образца поведения.

Для молодой американской социологии эта теоретическая позиция стала одной из  ключевых, особенно с учетом того обстоятельства, что развитие США на рубеже веков было тесно  связано со стремлением всего общества, каждого конкретного человека к практической полезности  действий и достижениям в любой сфере деятельности как самоцели.

В рамках первого, или подготовительного этапа школы тон задавала так называемая «большая четверка» ее отцов-основателей: А. Смолл (основатель социологического  факультета), Ч. Хендерсон, Дж. Винсент, У. Томас.

Из этой четверки на последующем этапе развития и расцвета школы лишь Томас усилил свое влияние благодаря написанию совместно с  польским социологом Ф. Знанецким ставшей впоследствии знаменитой пятитомной работы «Польский крестьянин в Европе и Америке».

Поскольку деятельность школы группировалась вокруг социологического факультета  Чикагского университета, необходимо сказать хотя бы кратко о ее направленности и подготовке социологов профессионалов, которая здесь велась.

Основной особенностью школы уже на подготовительном этапе было стремление к постановке, анализу и решению конкретных социальных проблем, поскольку именно в этом состояла потребность бурно развивающегося американского индустриального общества, переживавшего на рубеже веков мощный экономический  подъем, приток громадного количества эмигрантов и ярко выраженные процессы урбанизации.

Руководители созданного в конце ХIХ в. Чикагского университета и прежде всего его основатель У. Харпер считали, что в первую очередь необходимы эффективные социальные реформы, направленные на оптимизацию жизни быстро растущего города Чикаго.

Поскольку половину его населения составляли эмигранты (ирландцы, итальянцы, поляки, немцы, скандинавы, евреи и т.д.), переживавшие серьезные трудности адаптации к абсолютно новым для них условиям жизни, постольку нужны были, с одной стороны, меры социального контроля, с другой – усилия по установлению согласия между различными группами населения.

Отсюда вытекала суть проблемы, стоявшей перед социологами, – прояснить и объяснить до конца ситуацию и наметить пути ее оптимизации.

На выработку реформистского подхода к решению этих задач была нацелена подготовка и деятельность социологов. Здесь проявилась еще одна существенная особенность зарождающейся Чикагской школы: академическое образование, обучение студентов тесно увязывалось с проведением исследований под руководством профессоров. По существу процесс обучения в  значительной своей части осуществлялся в ходе подготовки и проведения исследований, обработки полученных данных и написания соответствующих материалов.

При этом сами исследования, что было обязательным требованием к ним, посвящались исключительно конкретным проблемам жизни города и социальных общностей (групп), обитавших в нем. Но, несмотря на эмпирический характер многих исследований, о проблемах социологической теории также не забывали, уделяя им определенное, хотя и не такое, как конкретным изысканиям, внимание.

Этому способствовали опубликованные отцами – основателями Чикагской школы книги и статьи, в том числе и первый учебник по социологии, изданный в 1894 г. в Чикаго  (авторы – Смолл и Винсент). Он был небольшим по объему, написан в виде брошюры, в которой излагались в основном теоретические взгляды Смолла. Следующие, более фундаментальные учебники  появились спустя четверть века (в частности, книга Парка и Берджесса «Введение в науку социологию» была издана в 1921 г.).

Уже на подготовительном этапе Чикагской школы стали практиковаться социологические семинары, в которых участвовали не только преподаватели и студенты факультета,  но и заинтересованные в изучении конкретных проблем лица.

Это могли быть работники государственных и муниципальных структур, члены политических партий и движений, бизнесмены,  представители спонсорских, благотворительных и филантропических фондов и т.д. Постепенно складывался прообраз творческого содружества, который в полной мере реализовался уже в рамках  второго этапа работы Чикагской социологической школы.

В результате в ходе подготовительного этапа удалось добиться главной цели – привлечь внимание американского (и не только, но его в первую очередь) общества к социологии, реализовать задачу ее институционализации и создать все необходимые предпосылки для плодотворных творческих исследований на следующем этапе деятельности школы. На раннем этапе  были сформулированы профессионально-этические установки социологической деятельности и обучения ей.

Американская социология (в лице Чикагской школы) оказалась  подготовленной к появлению, вслед за теоретической линией развития, эмпирической ветви исследований в качестве самостоятельного их направления.

Благодаря работам школы на ее подготовительном этапе американская, а вслед за ней и мировая социология оказались на пороге нового витка развития, связанного с полномасштабным проведением конкретных эмпирических исследований и разработкой  методологии, методики и техники их осуществления. Социологическая наука постепенно вступает в новый этап своего развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)