Общая характеристика политико-правовых учений Древнего Востока

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах Востока. Первые воззрения можно именовать политическими и правовыми условно, так как они не представляли еще собой самостоятельной формы общественного сознания, а были составной частью религиозно-мифологического мировоззрения.

Политическая идеология Древнего Востока отображала устои общества, которое развивалось на основе традиций и обычаев, ограничивая инициативу человека.

Древневосточные политические и правовые воззрения, существовавшие в различных государствах, имеют свои отличительные особенности. Тем не менее можно выделить и общие черты, присущие политическим и правовым учениям Древнего Востока.

Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока развивались на основе религиозно-мифологического мировоззрения.

Происхождение государства, верховной власти, законов имело религиозно-мифологическое объяснение. Согласно мифам, земные порядки являлись неотъемлемой частью общемировых, космических порядков. Центральное место в мифах занимала тема божественного, сверхъестественного происхождения общественных порядков.

Во-вторых, теологическое понимание сущности государства, общественного  порядка, справедливости, закона. Божественное происхождение имели не только общественные порядки, но и верховная власть обожествлялась, а вместе с ней и ее предписания.

Все должны соблюдать божественные установления, а значит, и земные законы. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов.

В-третьих, прикладной характер политико-правовых учений Древнего Востока. Внимание уделялось конкретным, практическим вопросам, таким как искусство управления, механизм осуществления власти и отправления правосудия. Наиболее общие теоретические вопросы, такие как происхождение государства и права, их историческое развитие, остались без внимания.

Интересно
В-четвертых, политико-правовые воззрения Древнего Востока имели форму этико-политических доктрин. Мораль имела важное значение в древневосточных воззрениях. Преобразования в обществе и государстве связывались со сменой в способе жизни людей и их моральным обликом.

В-пятых, древневосточным политико-правовым воззрениям присущи патерналистские представления о власти. Правитель наделялся неограниченной властью благодаря своему божественному происхождению. Стойкие патриархально-общинные отношения формировали в общественном сознании образ правителяотца, защитника слабых и обездоленных. При этом отдельный индивид не имел никакой ценности и личных прав. Государство тотально доминировало над личностью.

Постепенно сакральные представления уступают место рациональным. Связующую роль между мифологическими и рациональными представлениями сыграла религия. Общая тенденция к рациональным объяснениям явлений государственно-правовой действительности четко проявляется уже во II-I тыс. до н. э.

В целом политико-правовая мысль Древнего Востока основывалась на религиозных догмах, моральных представлениях и прикладных знаниях о политике и праве. Однако в разных учениях эти элементы получили неодинаковое соотношение. Многие государства Древнего Востока утратили независимость или погибли, соответственно, политико-правовая мысль также не получила дальнейшего развития, а до нас дошли лишь отрывочные знания. В более-менее целостном виде сохранились лишь политико-правовые учения Индии и Китая.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)