Общая характеристика политико-правовой мысли в Средние века

Традиционно период Средневековья исчисляют с V в., а окончанием считают ХІІІ-ХѴ вв. После падения Западной Римской империи (476 г.) стал складываться сословно-феодальный строй. Права и обязанности зависели от места в сословной иерархии.

Общества стран Западной Европы были организованы как монархическо-церковные сословные иерархии. Особое место занимала католическая церковь. Ей принадлежали земли, вооруженные силы, были организованы церковные суды, которые судили на основе канонического права.

Духовенство было привилегированным сословием феодального общества. Церковную иерархию возглавлял папа римский – епископ города Рима, считавшийся преемником апостола Петра, которому Христос заповедал создание церкви.

Сословно-феодальный строй, роль церкви в обществе обусловили характер политико-правовых учений и их проблематику.

Во-первых, учения носили теократический (теократия от др.-греч. Ѳеоς – Бог и крáτоç – управлять) характер. Их суть сводилась к тому, что вся власть от Бога, поэтому государство занимает подчиненное по отношению к церкви положение. Соответственно светские правители подчиняются церковным.

И если первые не вмешиваются в духовную власть, то папа римский наряду с духовной обладает и светской властью. Широко распространены были теория двух мечей (император получает свой меч от церкви и должен служить ей своим мечом) и теория солнца и луны (как луна получает свой блеск от солнца, так королевская власть заимствует свой блеск и авторитет от папы).

Интересно
Согласно теории «нравственного закона» Августина Аврелия, церковь имела право оценивать и «судить» действия императора как христианина и как носителя власти. Этими теориями католическая церковь обосновывала свои притязания на решающее участие в политической жизни.

Во-вторых, учения основывались на схоластических знаниях.

Под схоластикой понимают средневековую философию, основанную на богословии и логике, знания, оторванные от жизни, не проверенные опытом.

В-третьих, основное место занимали проблемы соотношения церкви и государства, духовной и светской власти, веры и разума, религии и философии.

В-четвертых, партикулярный характер учений. В этот период не разрабатывались общие абстрактные понятия власти, права и государства.

В-пятых, средневековым учениям присущи были сословность и антииндивидуализм, поскольку равенство признавалось только перед Богом, но в то же время люди не могли напрямую «общаться» с ним, а только через церковных служителей. Сословное неравенство обосновывалось ссылками на Библию. Человек не воспринимался вне общественной иерархии.

Таким образом, политико-правовая идеология Средневековья отображала господство религии и церкви в обществе. Несогласные с официальной политикой и доктриной образовывали еретические движения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)