Общая характеристика оценочных конкурсов

Основу всех конкурсов на соискание премии по качеству составляет количественная оценка деятельности организаций по определенной системе критериев.

По уровню утверждения и составу участников оценочные конкурсы делятся на корпоративные (внутрифирменные), местные, национальные, региональные и международные.

Самой первой национальной премией была утвержденная в Японии в 1951 г. премия Деминга. Региональной, а по сути международной премией (поскольку в конкурсе участвуют не только страны Европы) является Европейская премия по качеству, учрежденная в 1991 г.

Подготовительная работа по учреждению Европейской премии началась в 1988 г. Президенты 14 ведущих европейских компаний пришли к выводу о том, что нарастающая глобальная конкуренция угрожает европейским позициям на рынках.

Собравшись в Париже, они заключили соглашение о создании Европейского фонда по управлению качеством (EFQM).

Официальное представление этого фонда состоялось в 1989 г. Миссией фонда было провозглашено продвижение и по возможности оказание помощи менеджменту в понимании и применении принципов управления качеством — TQM.

Ныне в качестве членов в фонде состоит более 750 компаний, представляющих все отрасли промышленности и все страны Европы.

Разработка схемы проведения первого конкурса на соискание Европейской премии по качеству и так называемой модели делового совершенства была начата по решению ежегодного форума EFQM, проходившего в 1991 г. в Париже. Первые презентации соответствующих разработок состоялись на следующем ежегодном конгрессе в 1992 г. в Мадриде.

Большинство национальных премий было учреждено в период с 1987 по 1997 г. Так, в CILIA национальная премия по качеству М. Болдриджа была учреждена в 1987 г., в Германии — в 1997 г., в Великобритании — в 1994 г. и т.д.

Хотя все премии по качеству не предусматривают каких-либо денежных вознаграждений победителям конкурсов, их престиж очень высок.

Премии по качеству обеспечивают их лауреатам имидж лидера, а главное — репутацию надежного производителя высококачественной продукции. Материальные выгоды лауреаты имеют в результате увеличения спроса на их продукцию и соответственно роста прибыли.

Премии по качеству выполняют две функции:

  • выявление лидеров в области качества;
  • ориентацию на самооценку тех организаций, которые хотят сократить свое отставание от лидера.

О важности самооценки свидетельствует статистика: например, в США в конкурсе на премию ежегодно участвуют более 100 организаций, а брошюра тиражом в 200 тыс. экз., в которой даются перечень, характеристика и весомость критериев, расходится очень быстро. Ее покупают не только участники конкурса, но и организации, которые в нем не участвуют.

Она им необходима именно для самооценки. У самооценки два преимущества:

  1. осуществляется на добровольной основе;
  2. методика ее достаточно проста. Как правило, организации проводят самооценку своими силами, так как подготовка внутренних экспертов требует не более трех дней.

Самооценка не требует заметных затрат и, это главное, позволяет не раскрывать полученные результаты посторонним, т.е. исключает возможность предстать перед конкурентами в невыгодном свете или открыть производственные секреты и ноу-хау.

По результатам самооценки организация вычисляет собственный рейтинг и определяет, по каким критериям она отстает от лидера.

В этом заключается главное преимущество самооценки. Если она делается периодически, то организация может проследить динамику соответствующих показателей и оценить эффективность своего развития по определенным направлениям.

Самооценка организаций происходит не только в области качества, но и для оценки конкурентоспособности. Как показывают исследования, существует разительный контраст между объективной внешней оценкой организации и тем, как она сама оценивает свои возможности.

Около 70% компаний, обследованных в рамках проекта «Сделано в Европе», считают, что они работают на мировом уровне или почти на мировом.

Однако при проведении независимой оценки к этой категории было отнесено менее 3% предприятий. Но хуже всего то, что неконкурентные организации наименее реалистично оценивают свой уровень.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)