Общая характеристика основных направлений политико-правовой идеологии в период Английской буржуазной революции

Английскую революцию (1640-1649 гг.) возглавила городская буржуазия в союзе с джентри (средним и мелким дворянством), интересы которых представляла партия индепендентов («независимых»). Городскую мелкую буржуазию представляли левеллеры («уравнители»). Крестьянство и городские низы организовали партию диггеров («копатели»).

Каждая из общественных групп, принимавших участие в революции, имела свои политические программы.

Программа индепендентов сводилась к следующему: полная независимость и самоуправление для каждой общины верующих, ликвидация централизованной и подчиненной диктату государства (короля) англиканской церкви, никакой иной власти в делах совести, кроме «власти Бога», абсолютная веротерпимость и неотчуждаемость свободы совести и т. п.

Собственно политические требования индепендентов отличались  умеренностью. Признавая преимущества республиканского строя, они готовы были довольствоваться установлением конституционной монархии. Выразителями идеологии индепендентов явились Дж. Мильтон, О. Сидней, Дж. Гаррингтон и др.

Английскому поэту Джону Мильтону (1608-1674 гг.) принадлежат трактаты «О власти королей и должностных лиц», «Защита английского народа против Салмазия», «Иконокласт».

Рассуждая о происхождении государства, Джон Мильтон соединил две теории – божественную и договорную, считая, что государство создается общественным соглашением народа по велению Бога. Люди по своей природе свободны, а соответственно имеют право управлять собой и избрать форму правления.

Государство создается с целью защиты общего блага. Народ назначает правителей, которые должны подчиняться гражданским законам. Если же король-тиран является нарушителем договора и законов, народ имеет полное право низвергнуть такого тирана, вплоть до его казни.

Индепенденты выступали сначала за конституционную монархию в Англии, а после 1649 г. – республику с цензовым избирательным правом. Избирательное право, вводимое в государстве, следует предоставлять главным образом средним классам, поскольку именно там имеются «умные и дельные люди».

Еще одним видным представителем индепендентов был Олджернон Сидней (1622-1683 гг.). Свои политические взгляды он изложил в «Рассуждениях о правительстве» (1680-1683). Его идеи схожи с идеями Дж. Мильтона и Дж. Локка.

Сидней утверждал, что есть два пути образования государства – законный (в результате договора избранных правителей с народом) и незаконный (насильственный). Общественный договор заключается в целях самосохранения индивидов и является единственным правомерным основанием власти. Ни сила, ни обман, ни «родство с Адамом» не рождают права. Сидней отстаивал право народа низвергнуть правителя, злоупотребляющего своей властью. Народ имеет право это сделать по той причине, что именно он является верховным носителем и основателем власти.

Сидней считал, что наиболее соответствующей естественному праву формой правления является демократия. Она меньше всего ограничивает свободу индивида. Но такого государства, где бы демократия проявила свои достоинства в полной мере, О. Сидней не знал. Необходимо время, чтобы воцарилось поистине народное правление. А до этого любому хорошему режиму «нужен монархический элемент». То есть власть монарха должна быть ограничена народным представительством – парламентом.

Таким образом, О. Сидней защищал смешанную форму правления – конституционную монархию.

Джеймс Гаррингтон (1611-1677 гг.) изложил свои взгляды в труде «Республика Океания» (1656 г.). В нем обосновывается желательность перестройки английской государственности и придания ей облика буржуазно-дворянской республики.

Основные идеи «Республики Океании» следующие: решающая роль распределения собственности в общественной жизни; предоставление руководящей роли и господствующего положения мелким и средним землевладельцам; выборность и частая смена должностных лиц.

Интересно
Дж. Гаррингтон утверждал, что форма государства зависит от характера распределения собственности в обществе. Собственность не порождается властью (как утверждал Т. Гоббс), а напротив, собственность создает власть: «каков баланс собственности в стране, такова и власть в ней».

Политическим идеалом Дж. Гаррингтона является цензовая двухпалатная республика, в которой существует религиозная свобода, являющаяся предпосылкой свободы политической. Республиканские взгляды отстаивали левеллеры.

Виднейшим представителем левеллеров был Джон Лилберн (1613, 1614 или 1618 – 1657). Его перу принадлежит около сотни памфлетов, петиций, проектов конституций и писем.

Как и индепенденты, Дж. Лилберн придерживался договорной теории происхождения государства, которое создано «для доброй пользы и блага каждого». Поэтому народ имеет право на свержение неугодной ему власти и организацию государства в соответствии с этой целью.

Наилучшая организация государства для Дж. Лилберна – парламентская республика. Он выступал за ликвидацию королевской власти и палаты лордов; народное представительство, избираемое на один или два года; предоставление избирательных прав всем англичанам с 21 года (кроме бывших активных сторонников короля); закрепление прирожденного права англичан избирать шерифов, судей и других должностных лиц.

Дж. Лилберн также выступал за разделение властей. Критикуя «Долгий парламент», он утверждал, что недопустимо, чтобы законодатели были одновременно и исполнителями законов. Соединение в одних руках этих полномочий приводит к нарушению законности и узурпации власти.

Прирожденными (естественными) правами мыслитель считал свободы слова, совести, печати, петиций, торговли, свободу военной службы, равенство перед законом и судом. Все люди «по природе равны и одинаковы по силе, званию, власти и величию».

Надо сказать, что «уравнение», о котором говорили левеллеры, не касалось частной собственности, а ограничивалось областью политических прав. Левеллеры подчеркивали, что проповедовать имущественное равенство они отнюдь не собираются.

Дж. Лилберн даже прямо говорил: «Парламент не имеет права уравнивать состояния людей, разрушать собственность или делать все вещи общими».

Представителями городских низов и крестьян были диггеры («копатели»). В 1649 г. они организовали коммуну на холме св. Георгия и стали сообща вскапывать под огороды общинные земли; поэтому их прозвали «диггеры». Они требовали отмены частной собственности, в первую очередь – отмены частной собственности на землю.

Наиболее видным представителем диггеров был Джерард Уинстенли (1609-?).

Его основное сочинение «Закон свободы» (1652) проникнуто идеями «уравнительного коммунизма», который Дж. Уинстенли пытался претворить в жизнь мирными методами. Его политический идеал – демократическая республика без частной собственности.

Дж. Уинстенли разработал программу мер, направленных на создание республики.

Республиканское правление будет учреждено в результате перевыборов парламента с преимуществами для неимущих и малоимущих. У короля и церкви конфискуют земли и передадут народу. На них будут созданы коммунистические общины.

Проект конституции нового государства состоял из 62 законов (законы об обработке земли, о складах, о наблюдателях, о выборах должностных лиц, о свободе, о браке, законы против измены, против купли-продажи, против праздности и др.). Согласно этому проекту, парламент переизбирается ежегодно. Избирательные права предоставляются всем мужчинам с 20 лет (кроме преступников и тех, кто домогается должностей).

Должностные лица должны переизбираться каждый год, чтобы предотвратить «возникновение честолюбия и алчности», ибо народы достаточно страдали от того, что допускали длительное пребывание должностных лиц на их постах или даже наследственную передачу должностей.

Интересно
Человек, обладающий беспокойным характерам, легко ссорящийся и оскорбляющий словами своих соседей, не должен быть избираем на государственные посты, пока он не исправится.

Каждый свободный человек будет обладать свободою пользования землею, обрабатывать ее или строить на ней, свободно получать из складов все, в чем он нуждается, и будет пользоваться плодами трудов своих без всякого ограничения; он не будет платить ренты никакому лорду и будет обладать правом быть избранным на должность, если ему свыше сорока лет, а если он не достиг сорокалетнего возраста, то он будет обладать правом голоса при выборе должностных лиц.

«Руководство хорошего правительства, таким образом осуществляемое, может превратить всю страну, нет, даже всю земную фабрику в единую семью человечества и в единую хорошо управляемую республику», – считал Уинстенли.

Идеи диггеров не получили широкого распространения в Англии; не исключено их влияние на коммунистические теории Франции середины XVIII в. (особенно на «Кодекс природы» Э.-Г. Морелли).

Революционные события 1640-1649 гг. завершились провозглашением Англии республикой и установлением протектората Кромвеля; после его смерти была восстановлена монархия Стюартов (1660 г.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)