Немецкий либерал

Немецкий либерализм берет свое начало с конца XVIII – начала XIX вв. К началу революции 1848-1849 гг. либеральные идеи получили широкое распространение в Германии.

Представителями немецкого либерализма первой половиныXIX в.  являются Фридрих Дальман, Роберт фон Моль, Карл Роттек, Карл Велькер, Юлиус Фрёбель и другие. Однако наибольшую популярность получили идеи Вильгельма фон Гумбольдта и Лоренца фон Штейна.

Немецкий либерал

Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) – лингвист, философ, государственный деятель, основатель Берлинского университета. Его политикоправовые идеи изложены в труде «Опыт установления границ деятельности государства» (1792).

В. фон Гумбольдт – ярый сторонник концепции «минимального государства», главная цель которого обеспечить безопасность граждан. Только ради этого можно ограничивать их свободу. А вот о положительном благе граждан государство не должно заботиться. Такая забота препятствует развитию индивидуальности и своеобразности человека. Вне пределов деятельности государства находятся и нравы нации, религия.

Интересно
Законы и постановления необходимы ровно в той степени, в которой они способствуют достижению главной цели государства – обеспечению безопасности. Безопасность должна быть обеспечена как гражданам, так и самому государству. Одним из лучших средств сохранения безопасности В. фон Гумбольдт назвал наказание за нарушение законов.

В вопросе политического устройства мыслитель приходит к выводу, что оно должно быть таким, чтобы способствовать воспитанию у граждан «высшего уважения к чужому праву, соединенного с самой горячей любовью к собственной свободе». Однако само устройство он не рассматривает и сам характеризует свой труд как попытку «отыскать наиболее благоприятное для человека положение в государстве». Как таковое государственное устройство В. фон Гумбольдт называет необходимым злом, так как оно всегда связано с ограничением свободы.

Философ разграничивал гражданское общество и государство по трем критериям:

  • система национальных учреждений (организаций, союзов, других объединений, формируемых снизу индивидами) и государственные институты и службы;
  • естественное и общее право и позитивное право;
  • человек и гражданин.

Таким образом, гражданское общество есть система общественных учреждений, где приоритет отдается естественному праву, а главным субъектом является человек. Государство есть система государственных институтов, приоритет отдается позитивному праву, а главным субъектом является гражданин.

Еще один представитель немецкой политико-правовой мысли XIX в. – Лоренц фон Штейн (1815-1890), правовед, экономист, философ.

Его политико-правовые идеи изложены в таких трудах: «История социального движения во Франции с 1789 г. до наших дней» (1850), «Учение об управлении» (1865-1868), «Настоящее и будущее науки о праве и государстве Германии» (1870) и др.

Немецкий либерал

На взгляды Л. фон Штейна на общество и государство оказали влияние философия Гегеля, а также французские социалисты.

Л. фон Штейн исходил из эгоистических интересов индивидов, которые не в состоянии удовлетворять свои потребности в одиночку. Поэтому люди стремились не только объединиться, но и подчинить себе других лиц. В результате общество разделилось на классы, что привело к неравенству и несвободе индивидов.

Высшей формой общежития является государство. Именно оно призвано снять противоречия, существующие в обществе. Государство есть коллективный индивид, возвысившийся до личности, до самосознания.

Его главная задача состоит в том, чтобы способствовать развитию (материальному и духовному) индивидов. Однако, по мнению Л. фон Штейна, такое государство может быть только в форме конституционной монархии. Именно монарх может стоять над интересами отдельных классов, осознавая интересы всего общества.

Организация государственной власти в таком государстве выглядит следующим образом:

  • монархическая верховная власть, стоящая над обществом и борьбой его классов;
  • законодательная власть;
  • правительственная власть, распадающаяся на три отрасли: государственное хозяйство, правосудие и внутреннее управление.

Идея социальной монархии, выдвинутая Л. фон Штейном, означала, что социальные реформы необходимо провести сверху, иначе государство погибнет в республике или превратится в деспотию. Разрешить социальные противоречия необходимо путем проведения социальных реформ, а не дожидаться кровавой революции. Неимущие классы должны приобрести независимое, материально-свободное положение.

Государство, согласно Штейну, является гарантом социальной справедливости и возвышается над всеми общественными институтами и интересами.

Лоренц фон Штейн ввел в научный оборот понятие «социальное государство». В понимании ученого социальное государство есть государство, поддерживающее абсолютное равенство в правах для всех классов и каждой личности, способствующее экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, так как «развитие одного выступает уровнем развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

Идеи Лоренца фон Штейна в области государства и права существенно пополнили копилку истории политико-правовой мысли. Его теория надклассовой монархии или социальной монархии нашла как сторонников, так и противников. В целом его идея социального государства нашла поддержку и получила дальнейшее развитие в трудах многих мыслителей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)