Общая характеристика методологического знания

Термин «методология» греческого происхождения, означает «учение о методе» или «теория метода». В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова методология – это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов, применяемых при решении сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя и, вместе с тем, это и учение о методе, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности.

Методология в узком смысле слова есть учение о методах научного исследования. В современной литературе речь идет, прежде всего, о методологии научного познания, которую понимают как учение о принципах построения, формах и способах научно исследовательской деятельности.

Итак, методология – это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях, способах научного процесса. В настоящее время роль методологии существенно возросла в определении перспектив развития наук. Ее значение усиливается для обобщения достигнутого в области антропологического знания. В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман объясняют это следующими причинами. Во-первых, в современной науке заметна тенденция к интеграции знаний, комплексному анализу тех или иных явлений объективной реальности. Например, в общественных науках сейчас широко применяются методы и данные кибернетики, математики, теории вероятностей и других наук.

Заметно усилились связи между самими науками и научными направлениями. Так, все более условными становятся границы между педагогической теорией и общепсихологической концепцией личности, экономическим анализом социальных проблем и психологопедагогическим исследованием личности, педагогикой и генетикой.

Причем, интеграция всех наук сейчас имеет ясно выраженный объект исследования – жизнедеятельность человека. И здесь все более важную роль в объединении усилий различных наук при изучении человека играют психология и педагогика. Учитывая, что психология и педагогика все больше впитывают в себя достижения различных отраслей знания, постоянно обогащая и расширяя свой предмет, необходимо добиваться, чтобы этот рост был осознан, скорректирован, управляем, что непосредственно зависит от методологического осмысления этого явления.

Методология, таким образом, играет определяющую роль в психологопедагогических исследованиях, придает им научную целостность, системность, повышает эффективность, профессиональную направленность.

Во-вторых, усложнились сами науки психология и педагогика они стали более разнообразны по методам исследования, открываются новые грани в предмете их изучения. Причем, на первый план все больше выдвигаются проблемы социальной психологии и педагогики. В сложившейся ситуации важно, с одной стороны, не потерять предмет исследования – собственно психолого-педагогические проблемы, а с другой – взять для этих наук все, что могут дать указанные подходы.

Представить многочисленные психолого-педагогические знания как единую систему теорий и концепций, не запутаться в бессистемных эмпирических фактах, направить конкретные исследования на решение фундаментальных проблем психологии и педагогики – важная задача методологии.

В-третьих, в настоящее время стал очевиден разрыв между философско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педагогических исследований: с одной стороны – проблемы философии психологии и педагогики, с другой – специальные методологические вопросы психолого-педагогических исследований.

Психологи и педагоги все чаще сталкиваются с проблемами, которые выходят за рамки конкретного исследования, являются более общими, фундаментальными, т.е. методологическими, но не решены современной философией. А потребность в их решении велика.

Поэтому в целях дальнейшего совершенствования непосредственной методологии психолого-педагогических исследований необходимо заполнять создавшийся вакуум методологическими концепциями и положениями.

В-четвертых, в настоящее время психология и педагогика стали своеобразным полигоном применения математических методов в социальных науках, мощным стимулом развития целых разделов математики. Вместе с тем, следует понимать, что в антропологических исследованиях количественный анализ всегда необходимо дополнять качественным, методологическим. Методология в этом случае избавляет от заблуждения, не дает запутаться в бесчисленных корреляциях, позволяет выбрать для качественного анализа наиболее существенные статистические зависимости и сделать правильные выводы из их анализа.

Если современные психолого-педагогические исследования не могут обойтись без добротного количественного анализа, то в еще большей степени они нуждаются в методологическом обосновании.

В-пятых, человек является решающей силой в любой профессиональной деятельности. Данное положение вытекает из общесоциологического закона возрастания роли субъективного фактора в истории, в развитии общества по мере социального прогресса. Но бывает и так, что, принимая данное положение на уровне абстракции, некоторые исследователи отрицают его в той или иной степени в конкретной ситуации, конкретном исследовании.

Интересно
Все чаще (иногда по праву и научно обоснованно) встречается вывод, что менее надежным звеном в конкретной системе «человек-машина» является личность специалиста. Нередко это ведет к односторонней трактовке соотношения человека и техники в труде. В подобных тонких вопросах истина должна быть найдена как на уровне психолого-педагогическом, так и на философско-социологическом. Правильно решить эти и другие сложные вопросы помогает методологическая вооруженность исследователей.

За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Прежде всего, усилилась ее направленность на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Таким образом, методология приобретает, как принято говорить, нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы.

Различают два типа методологии, объединенные одной общей функцией – служить руководством, ориентиром в научной работе. В этом, собственно, и состоит ее назначение. Но методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, т.е. в виде предписаний, прямых указаний к деятельности. Дескриптивная форма предполагает научнопознавательное описание – совокупность знаний о данной области явлений, включая теоретическое объяснение, когда речь идет не только о данном в опыте, но и о внутреннем содержании (сущности) изучаемых процессов.

Дескриптивное методологическое знание (о структуре научного знания, закономерностях научного познания) может служить ориентиром в процессе исследования. Знание прескриптивное, нормативное, прямо направлено на регуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с описанием уже осуществленных процессов научного познания.

Можно выделить несколько уровней методологии. Общая схема уровней методологии предложена И.В. Блаубергом и Э.Г.Юдиным .Содержание первого из них – философские знания, отражающие общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Второй уровень – общенаучная методология (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи).

Третий уровень – конкретно-научная методология как совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например в педагогике. Методология специальной науки включает в себя не только вопросы предыдущих уровней, например системного подхода или моделирования в их применении к педагогике, но и проблемы, специфические для научного познания в данной области.

Четвертый уровень – собственно методически-процедурный, образуемый методикой и техникой исследования. Без методологических знаний невозможно грамотно провести научное исследование. Такую грамотность дает овладение методологической культурой, в содержание которой входят: методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.

Методологическая культура нужна не только научному работнику. В более общем смысле можно утверждать, что методологическая культура – это культура мышления, основанная на методологических знаниях. Ее необходимой частью является рефлексия. Такая культура мышления необходима практике не меньше, чем науке. Мыслительный акт, например в педагогическом процессе, направлен на решение возникающих в нем проблем, и здесь нельзя обойтись без рефлексии, т.е. размышлений о собственной деятельности.

Одно из свойств современного научного мышления – его методологичность, которую В.С. Швырев характеризует как осознанное отношение к средствам и предпосылкам деятельности по формированию и совершенствованию научного знания. Как и наука в целом, методология она имеет «деятельностный» аспект.
Это не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по производству методологических знаний как дескриптивного, так и нормативного типа. Понятие «методологическая деятельность» в конце XX в. введено в научный обиход.

Таким образом, методология – это не только «учение» (совокупность знаний) об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности, но и область познавательной деятельности. Методология как познавательная деятельность исследует процесс и результаты исследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)