Обоснование актуальности педагогического исследования

Все методологические характеристики педагогического исследования, как уже отмечалось, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

Это вопрос об актуальности педагогического исследования. Актуальность определяется приоритетностью (злободневностью), научной значимостью, перспективностью и неразработанностью проблемы. Любое исследование по определению должно быть значимо, во-первых, для науки, во-вторых, для практики. Следует различать научную и практическую актуальность темы. Большинство педагогических исследований носят фундаментально-прикладной характер в соответствии с особенностями педагогической науки, которые обозначались выше.

В таких исследованиях практическая и научная актуальность сочетаются, хотя и не непосредственно. В.В. Краевский, Е.В. Бережнова отмечают, что актуальность темы многие исследователи определяют неполно, с односторонних позиций. Какая-либо проблема может быть уже решена в науке, но не доведена до практики. В этом случае не следует торопиться с признанием актуальности изучения такой проблемы.

Она актуальна для практики, но не для науки. Нет смысла предпринимать еще одно исследование, дублирующее то, что было уже однажды проведено. Исследование можно считать актуальным в том случае, если не только данное научное направление, но и сама тема важна в двух отношениях: во-первых, ее изучение отвечает насущной потребности практики, во-вторых, полученные результаты заполнят пробел в науке, которая в настоящее время не располагает средствами для решения этой научной задачи.

Во многих случаях в исследованиях обосновывается актуальность направления, а актуальность темы исследования раскрывается недостаточно. Нередко нет указаний на практическую актуальность или же она обозначена лишь в самом общем виде.

Интересно
Вместе с тем, важно избегать и противоположной крайности, когда актуальность обосновывается лишь недостатками практики.Важно понимать также, что сама формулировка темы исследования должна давать определенное представление об его актуальности. О теме «Пути совершенствования… (чего-либо)» можно сказать, что любую деятельность, не только педагогическую, можно и нужно совершенствовать, но по такой, чисто практической, формулировке невозможно понять, в чем состоит научная проблема и почему она актуальна.

В этом случае границы исследуемого объекта становятся нечеткими, и можно опасаться, что подобное исследование в принципе нельзя завершить.

Таким образом, логика обоснования актуальности темы исследования должна отражать все существенные звенья аргументации: обоснование актуальности направления; обоснование практической актуальности темы исследования; обоснование научной актуальности темы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)