Лекция и ее типы

В истории педагогики считается, что лекция, как форма обучения, возникла в начале ХV века и долгое время была почти единственным способом обучения, передачи знаний, так как в те времена книга была редкостью. Но и в настоящее время в информационном постиндустриальном обществе лекция остается одной их основных форм профессионально-ориентированного обучения в вузах, ссузах, в системе повышения квалификации.

Лекция как организационная форма обучения представляет собой особую логическую конструкцию учебного процесса.

Как правило, преподаватель на протяжении всего лекционного учебного занятия сообщает учебный материал, а студенты его активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации.

Лекция – явление многогранное.

Преподавателю в процессе подготовки к лекции необходимо учитывать и продумывать:

  • особенности ее содержания и специфику композиции учебного материала;
  • подбор примеров и иллюстраций, которые конкретизируют теоретические положения;
  • методические приемы, использующиеся в ходе лекции;
  • оформление записей в ходе лекции, использование мультимедиа, фрагментов учебных фильмов, демонстрации пособий и др.;
  • расчет времени на отдельные и взаимосвязанные составляющие лекции;
  • особенности контингента слушателей;
  • приемы активизации их учебно-познавательной деятельности;
  • связь с предыдущим материалом;
  • основные вопросы, которые могут быть заданы аудитории для проверки понимания, запоминания учебного материала;
  • подбор литературы для самостоятельной работы по тематике лекции.

Лекция как форма устного изложения не может быть заменена зачитыванием готового текста, магнитофоном, телепередачей, радио-трансляцией. Живая, эмоционально и интонационно выразительная речь преподавателя непосредственно воздействует на формирование знаний.

Лекция допускает импровизацию, которая оживляет ее, придает ей творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес к учебному материалу.

Дидактическими целями лекций являются: сообщение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных, формирование на их основе идейных взглядов, убеждений, мировоззрения, развитие познавательных и профессиональных интересов.

Преподаватель, мастерски читающий лекцию, увлекает студентов, активно воздействует на их эмоции, вызывает интерес к учебному предмету, стремление постоянно пополнять знания.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают следующие типы лекций: вводная, установочная, текущая, заключительная, обзорная.

Вводная лекция открывает лекционный курс по предмету. На этой лекции четко и ярко показывается теоретическое и прикладное значение предмета, его связь с другими предметами, роль в понимании (видении) мира, в подготовке специалиста.

Установочная лекция (используется, как правило, в очно-заочном и заочном обучении) сохраняет все особенности вводной, однако имеет и свою специфику. Данная лекция знакомит обучающихся со структурой учебного материала, основными положениями курса, а также содержит программный материал, самостоятельное изучение которого представляет для студентов трудность (наиболее сложные, узловые вопросы). Установочная лекция должна детально ознакомить обучаемых с организацией самостоятельной работы, с особенностями выполнения контрольных заданий.

Текущая лекция служит для систематического изложения учебного материала предмета.

Заключительная лекция завершает изучение всего учебного программного материала. На ней ранее изученное обобщается на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки. Особое внимание уделяется специфике самостоятельной работы обучающихся в предэкзаменационный период.

Обзорная лекция содержит краткую, в значительной мере обобщенную информацию об определенных однородных (близких по содержанию) программных вопросах. Эти лекции, чаще всего, используются на завершающих этапах обучения (например, перед государственными экзаменами), а также в заочной и очно-заочной формах обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)