Обобщенные этические принципы

Существуют обобщенные этические принципы научной деятельности.

Можно выделить следующие обобщенные этические принципы научной деятельности, которые признаются большинством учёных:

  • самоценность истины;
  • ориентированность на новизну научного знания;
  • свобода научного творчества;
  • открытость научных результатов;
  • исходный критицизм.

Принцип самоценности истины или универсализм подразумевает ориентацию исследователя и научной деятельности на поиск объективного знания, а не на личные, групповые, корпоративные или национальные интересы.

Добытое учёными новое знание должно быть истинным. Истина и только истина – основная ценность деятельности в сфере науки.

Интересно
Бескорыстный поиск и отстаивание истины во все времена относились к основополагающей этической норме научной работы. Ещё Дэвид Юм (1711–1776 гг.) утверждал, «что не существует учёного, который, по крайней мере, не был бы честным человеком».

Другого и быть не может! Ведь научный результат един для всех и всегда проверяем. В этом суть научного метода познания. Именно поэтому учёный не нуждается в каком-либо контроле над своей деятельностью, он руководствуется лишь профессиональной честью и совестью.

Именно ценность истины определяет суть любой научной деятельности. Только одна дихотомия имеет значение: «истинно – ложно», все остальное – за пределами науки.

Все члены научного сообщества, несмотря на свои заслуги и положение в обществе, равны перед истиной. Какой бы новой или тривиальной, «ожидаемой» или «неудобной» ни оказалась обнаруженная в процессе исследования истина, она должна быть обнародована.

По выражению академика Е. Б. Александрова, «истина должна выявляться в ходе многих независимо воспроизводимых исследований, экспериментов или наблюдений и быть совместима с теми, что достоверно установлены ранее».

А на вопрос о том, кто судьи, естественно ответить, что верховным судьей является мировое научное сообщество, опирающееся на непрерывно растущий свод фактов и объективных законов природы – на накопленное коллективное научное знание.

И суд этот достаточно безапелляционный. В науке (по крайней мере, в области точных наук) не применим принцип свободы совести, позволяющий каждому верить по-своему: наука живет знанием, а не верой».

Из данного принципа следует одно из обязательных условий научной деятельности: условие точного соблюдения правил получения, отбора, обработки и публикации данных, действующих в конкретной научной дисциплине.

Новизна научного знания. Наука существует только развиваясь, а развивается она непрерывным приращением и обновлением знания. «Чем больше область знания, тем шире область незнания».

Интересно
Определяя суть научной работы, Макс Вебер (1864–1920 гг.) в своей знаменитой лекции «Наука как призвание и профессия», прочитанной в Мюнхенском университете в 1918 г., говорил: «Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет.

Напротив, каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет.

Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет её специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойденным.

Но быть превзойденными в научном отношении – не только наша общая судьба, но и наша общая цель.

Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас».

Необходимость получения новых фактов и создания новых гипотез обуславливает обязательную информированность исследователя о ранее полученных в этой области науки знаниях.

Свобода научного творчества – идеальный, но не всегда реализуемый принцип научной деятельности.

Для науки нет и не должно быть запретных тем, и определение предмета исследований есть выбор самого учёного.

Любой результат, претендующий на научное достижение, должен быть внимательно проанализирован и оценен научным сообществом независимо от того, учёный с какими прошлыми заслугами его представляет.

В реальных ситуациях действенность этого принципа зачастую ограничена как внутренними факторами, действующими в научной среде, так и внешними – этическими, социальными и материальными.

Всеобщность, или открытость научных достижений. На результаты фундаментальных научных исследований (не путать с изобретениями) не существует права интеллектуальной собственности, ибо они принадлежат всему человечеству.

Автор и никто другой не может запретить использовать научные результаты или требовать какой-либо компенсации за их использование, кроме ссылки на авторство.

Соответственно, любой учёный, получивший новые результаты, должен их опубликовать, поскольку новое знание только тогда становится составным элементом научной картины мира, когда оно проверено и признано научным сообществом.

Исходный критицизм. Принцип, который подразумевает открытость для сомнений по поводу любых результатов научной деятельности, как своих собственных, так и публикуемых другими учёными.

Это правило требует:

  • осмысления неявных предположений, принимаемых в качестве аксиом;
  • бдительного отношения к попыткам принять желаемое за действительное, вызванным личной заинтересованностью или причинами этического характера;
  • осторожного отношения к вероятности неверного истолкования результатов.

Как отметил академик М. В. Садовский, «в научной печати никогда не было абсолютной свободы слова, в науке никогда не работал принцип „презумпции невиновности“.

Если ты провозглашаешь, что совершил открытие, никто не поверит тебе на слово, ты должен долго и упорно доказывать это. Научный результат публикуется в научном издании после того, как прошел все этапы апробации. И даже в этом случае он не всегда оказывается верным».

Таким образом, в науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для учёного в различных ситуациях.

Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода «исторического отбора», который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)