О символичности искусства

Есть еще одна важная характеристика подлинного произведения искусства, отличающая его от многих ремесленных изделий — оно всегда, так или иначе, имеет символический характер. Язык, миф, искусство, религия — неотъемлемые части этого универсума. Ведь сам человек живет не только и не столько в физическом, сколько в символическом мире, среди воображаемых эмоций, в надеждах и страхах, среди иллюзий и их утрат, среди собственных фантазий и грез.

Они, собственно, и составляют фундамент культуры. В искусстве же символичность проявляется наиболее ярко, представляя его отличительную черту. Более того: искусство как бы навязывает ее нам, подчеркивая и выделяя, порой даже абсолютизируя.

Иногда символичность становится предметом спекуляций, объявляется особым направлением в искусстве и делается средством, служащим подчас сокрытию убожества содержания и формы того или иного произведения искусства. Пример тому (да простят меня эстеты) — известный «Черный квадрат» Малевича.

Высшие, притом естественные формы символичности мы находим в творениях некоторых древних и первобытных народов, когда искусства как такового, как особого вида профессиональной деятельности еще не существовало.

Художественное творчество (песни, танцы, культовые предметы, сказания) носило синкретический (целостный) характер и было неразрывно связано с повседневной жизнью того или иного народа, его мифологией, религиозными ритуалами и магией.

По мере же развития цивилизации естественная символичность художественного творчества постепенно размывалась, теряла свою глубину и религиозно-нравственную значимость, превращалась в символичность надуманную, украшательскую, служащую специальным эффектам для придания часто пустым и бессодержательным вещам некой таинственности и значимости.

Это особенно характерно для всех направлений так называемого «символизма» в искусстве, в рамках которого произведениям искусства нарочито придается «символическая» форма. Символичность, которая в принципе неотделима от искусства, превращалась тем самым в самоцель, в нечто независимое, в символ ради символа.

Замечу походя, что символизм как особое направление в искусстве наибольшее развитие обычно получает в упаднические эпохи,  в эпохи общественной деградации, являя собой своеобразное ее отражение. Чтобы лучше понять и почувствовать различие между естественным и надуманным символизмом, достаточно сравнить любой древний миф с творениями хотя бы наших отечественных символистов начала века — В. Брюсова, А. Белого и др.

Различие здесь такое же, как и между человеком древним, еще не развращенным цивилизацией, и человеком современной цивилизации. Последнему, чтобы возбудить его усталые, притупившиеся и вялые от пресыщения воображение и чувства, нужны спецэффекты.

К спецэффектам же человек тоже быстро привыкает, как к наркотикам, и ему постоянно требуется либо увеличение дозы, либо усиление ее действия. Этому служило и продолжает служить современное искусство со всем его кубизмом, абстракционизмом, сюрреализмом, авангардизмом, символизмом, поп артом и проч., которые являют собой крайние, доведенные порой до абсурда формы символизма, служащие «духовной пищей» для разочарованных жизнью современных «образованцев».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)