Нравственные принципы как этико-моральные требования к государственному служащему

Нравственные принципы государственной и муниципальной службы – это совокупность норм, правил и ценностей, которые призваны регулировать взаимоотношения государственных и муниципальных служащих как между собой, так и с другими членами общества в процессе профессиональной деятельности.

Данные принципы призваны создать в коллективе здоровый морально- психологический климат и повысить эффективность государственной и муниципальной службы.

К нравственным принципам относятся следующие: принцип служения государству и обществу, принцип законности и гуманизма, принцип ответственности и справедливости, принцип лояльности и политической нейтральности, принцип честности и неподкупности.

Рассмотрим более подробно каждый принцип.

Принцип служения государству и обществу

Государственная служба предназначена для обеспечения задач государства и его органов.

Сформулируем требования к государственным и муниципальным служащим:

  1. Служащий любого уровня должен быть политически нейтральным и лояльным к существующему государственному строю: возможна «партизация» госслужбы, здесь главное, чтобы цели и задачи партии максимально отвечали интересам большинства народа;
  2. Государственный служащий должен служить не конкретному лицу или государственному органу, а Конституции и законам, через них – народу; это служение должно быть закреплено и в моральном сознании госслужащих;
  3. Прохождение государственной и муниципальной службы должно иметь гласный и открытый характер: она должна быть прозрачной для общества в рамках действующего законодательства.

Принцип законности

Морально-этические нормы нашли отражение в Конституции РФ. Принцип законности обязывает государственных и муниципальных служащих сознательно и уважительно относиться к государственным нормативным актам, которые, в свою очередь, должны содержать моральную составляющую.

Принцип гуманизма

Данный принцип предписывает признавать, соблюдать, защищать права и свободы человека и гражданина; принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, независимо от пола, возраста, вероисповедания и партийной принадлежности. Необходимо помнить, что именно государство существует и действует для человека, а не человек для государства.

Принцип ответственности

Данный принцип обязывает государственных и муниципальных служащих наряду с юридической ответственностью нести и морально-нравственную ответственность. Ответственность является фундаментальным нравственным качеством личности: это умение отвечать перед своей совестью, перед другими людьми. Таким образом, моральная ответственность – это форма деятельности совести человека, которая включает анализ собственного поведения и соответствия его этическому образцу (идеалу). На государственной службе это представляет собой соотнесение реального поведения чиновника с требованиями профессиональной этики и служебного этикета.

Моральная ответственность государственного и муниципального служащего включает следующие положения:

  • госслужащий должен осознавать, что он является выразителем народной воли, а также понимать свою роль и место в структуре государства и общества;
  • госслужащий должен принимать моральные обязательства полностью подчинить свою деятельность служению обществу и государству;
  • госслужащий должен уметь предвидеть социальные последствия своих действий (бездействий) и поступков; быть готовым нести ответственность не только за противоправные, но и аморальные действия;
  • госслужащий должен стремиться к максимальной саморегуляции и самоконтролю.

На уровень моральной ответственности влияют следующие факторы: специфика правового статуса, уровень нравственности в обществе, степень разработанности правовых механизмов ответственности.

Принцип справедливости

Данный принцип обязывает внимательно и справедливо подходить при назначении служащих на новую должность с максимальным учетом всех их достоинств и заслуг.
Потребность в справедливость – самое важное моральное ожидание общества как в социальном плане, так и по отношению к каждому человеку в конкретной ситуации. Любая несправедливость, допускаемая госслужащим, наносит огромный ущерб авторитету власти в целом. Если принцип справедливости декларируется, но на практике нарушается, то бесполезно говорить о консолидирующей роли государства и государственной службы.

Принцип лояльности

Этот принцип является фундаментом в системе государственной и муниципальной службы. Принцип лояльности предписывает служащим уважительно и терпимо относится к государственному строю, политическому большинству, населению страны, своим коллегам.

Принцип лояльности был введен в рамки административных и общественных санкций; это нашло отражение в Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Принцип политического нейтралитета

Данный принцип утверждает, что государственная и муниципальная служба должна быть вне публичной политики. Политические взгляды и принадлежность не должны быть ведущими при отборе, приеме и увольнении с работы, решении вопросов служебного продвижения, присвоения званий, проведения аттестации. Этот смысл заложен в нормативных правовых актах государственной и муниципальной службы (Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»).

Принцип честности и неподкупности

Данный принцип требует абсолютного неприятия государственным и муниципальным служащим таких явлений, как коррупция и бюрократизм.

Коррупция – это любая противоправная деятельность, заключающаяся в использовании должностным лицом своих полномочий с целью личного обогащения.

Бюрократизм – это чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к большим затратам ресурсов (время, нервы).

В 2010 г. был разработан Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих. Цель Кодекса – это установление этических норм и правил служебного поведения в государственных органах, что должно способствовать укреплению авторитета органов государственной власти.

В данном документе принципы служебного поведения сформулированы как нравственные обязанности:

  • исполнение должностных обязанностей добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
  • соблюдение и защита прав человека;
  • независимость от различного рода влияний;
  • исключение действий, затрагивающих личные интересы;
  • соблюдение ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством;
  • беспристрастность при решении служебных вопросов;
  • соблюдение норм служебной этики и этикета;
  • корректность и внимательность при работе с гражданами;
  • терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств;
  • осуществление мер по недопущению возникновения конфликта интересов урегулирование возникающих конфликтов;
  • воздержание от публичных высказываний в отношении деятельности государственного органа или его руководителя;
  • уважительное отношение к деятельности представителей СМИ по информированию общества о работе государственных органов;
  • стремление обеспечить эффективное распоряжение ресурсами, находящимися в сфере ответственности.

Качественное соблюдение госслужащим положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, служебного продвижения, формировании кадрового резерва, наложении дисциплинарных взысканий

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)