Нарушения формирования звуковой стороны речи у детей с открытой ринолалией

При открытой ринолалии нарушена согласованность всех трех компонентов акта речевой фонации «дыхание-голосообразование-артикуляция», что обуславливает сложный многообразный характер проявлений речевого расстройства.

Интересно
Отмечено, что такие ранние доречевые вокализации младенцев с врожденной расщелиной неба, как крик, плач и гуление, не отличаются от нормы и не имеют носового оттенка. Это объясняется особенностями строения периферического отдела речевого аппарата в период новорожденности.

Несмотря на нарушение анатомической целостности губы и неба, на первом году жизни оральные реакции детей с расщелиной близки к норме, разобщенные мышцы мягкого неба и губы активны, корень языка подвижен. Сосательные движения ребенка приспосабливаются к форме и размеру анатомического дефекта: при односторонней расщелине язык изменяет положение в ротовой полости и прижимает соску к сохранной половине неба.

С появлением первых лепетных сочетаний согласного и гласного (СГ) проявляется изменение тембра голоса. Отсутствие разделения ротовой и носовой полости определяет дополнительную носовую экспирацию воздушной струи во время произнесения согласных звуков. В лепете детей отсутствуют звуки, для которых необходимо смыкание губ, смыкание языка с небом и альвеолами.

На этапе становления звуковой системы речи наблюдаются своеобразные звуковые искажения: смыкание осуществляется на уровне глотки, а фрикативные звуки часто представляют собой активный неоформленный носовой выдох. Участие глотки в артикуляции воспринимается слушателем как «щелкающий» призвук и вызваны активным движением задней стенки глотки.

Фарингальные атипичные компенсаторные артикуляции образуются при сближении корня языка со стенкой зева. Среди согласных преобладают /м/, /н/, заменяющие ротовые звуки. Структура первых слов деформирована, многими детьми используются только гласные и сонорные носовые звуки, речь «вокализована».

По мнению Г.В.Чиркиной, ограничения артикуляторных действий в доречевой и ранний речевой период обедняют артикуляционный опыт, усвоение языка начинается преимущественно рецептивным путем.

Предполагается, что отклонения в формировании речевых кинестезий (в связи с аномальными артикуляторными укладами), снижение слуха после частых отитов могут привести к нечеткости фонемных оппозиций (Репина, 1988). Дети 6–7 лет упрощают стечения согласных («мастерская» – матекая), опускают начальный согласный («столовая» – толовая), отмечаются инверсии (перестановки) слогов, уподобления слогов («постепенно» – попетенно, «понедельник» – поненельник).

Задержка появления первых слов и фраз при врожденной расщелине неба отмечается значительно чаще, чем у детей без расщелины. Это подтверждают и данные современных зарубежных авторов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)