Налог на транспорт

Транспортный налог является региональным прямым (поимущественным) налогом. Он предусмотрен гл. 28 НК РФ, которая действует с 1 января 2003 г. Предшественником данного налога в части автомобилей является налог с владельцев транспортных средств, который уплачивался на основании ст. 6 Федерального закона “О дорожных фондах в Российской Федерации” (утратил силу), а в части иных транспортных средств – налог на имущество физических лиц, взимавшийся на основании п. 2 ст. 3 Закона РФ “О налогах на имущество физических лиц” (утратил силу), а в предшествующем периоде – в силу в т.ч. разд. V Указа Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. N 3819-X “О местных налогах и сборах” (утратил силу). Кроме того, непродолжительное время действовал Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 141-ФЗ “О налоге на отдельные виды транспортных средств” (утратил силу).

Интересно
Примечательно также и то, что ранее, например, Декретом ВЦИК, СНК РСФСР от 9 декабря 1921 г. “О местных денежных средствах” (утратил силу) предусматривались сборы с лошадей; с лодок или яликов для перевозки людей; с ручных тележек или ручных саней, предназначенных для промысла; с паромов, грузовых лодок; с велосипедов; самодвижущихся экипажей, а также яхт и моторных лодок.

Обложение было впоследствии усовершенствовано Постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. “Временное Положение о местных финансах” (утратило силу), которым платежи уже были обозначены, в том числе как налог с лошадей и выездных экипажей; налог с велосипедов, самодвижущихся экипажей, яхт и моторных лодок. Подобное обложение имело место и значительно ранее: в 1713 г. в соответствии с Указом царя Петра I было предписано произвести перепись лошадей и взять по гривне с лошади, кроме крестьянских лошадей.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ.

В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога (ст. 356 НК РФ).

Кроме того, региональные органы власти вправе не устанавливать для налогоплательщиков – организаций отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ), имеют возможность устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ) могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Также при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться региональные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).

Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем (п. 3 ст. 12 НК РФ). Если региональные органы власти не проявляют нормотворческой активности и не вводят транспортный налог на подведомственной территории, то налог тем не менее считается введенным для физических лиц и подлежит уплате по федеральным ставкам (п. 4 ст. 361 НК РФ) в сроки, следующие из НК РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).

К примеру, приняты Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 “О транспортном налоге”, Закон Нижегородской области от 28 ноября 2002 г. N 71-З “О транспортном налоге”.

Налогоплательщиками транспортного налога, на основании ст. 357 НК РФ, в общем случае признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения транспортным налогом является факт владения определенными видами транспортных средств, зарегистрированными в установленном порядке (правовое состояние).

В частности, как это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации” (п. 2), регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:

  • подразделения ГИБДД МВД РФ – автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации – тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Кроме того, принято Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. N 1756 “О государственной регистрации транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения, военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба”.

В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ “О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, Приказом МВД России от 21 декабря 2019 г. N 950 утвержден Административный регламент МВД РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств.

При этом, исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. N 12223/10, факт регистрации транспортного средства является принципиальным для вывода о том, что у владельца имеется обязанность по уплате транспортного налога. Возможно, позиция ВАС РФ следует из Определения КС РФ от 29 сентября 2011 г. N 1267-О-О (позиция впоследствии многократно воспроизведена в том числе в Определениях КС РФ от 25 сентября 2014 г. N 2015-О, от 24 марта 2015 г. N 541-О, от 26 апреля 2016 г. N 873-О, от 29 мая 2019 г. N 1441-О): федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в гл. 28 НК РФ связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Можно заключить, что здесь имеет место иногда встречающаяся особенность поимущественных налогов, сводящаяся к сугубо формальному подходу: обязанность заплатить налог признается за всеми, чье имя внесено в налоговую ведомость (необязательно собственник или пользователь имущества).

Очевидно, что в таком случае экономическим основанием поимущественного налога (п. 3 ст. 3 НК РФ) является не столько факт владения имуществом, сколько факт его регистрации в государственном органе. При этом, государственная регистрация транспортного средства (как, впрочем, и любая иная публичная регистрация имущества или прав на него), как это следует из Определения КС РФ от 5 июля 2001 г. N 154-О, не затрагивает самого содержания права на имущество.

В данном контексте можно отметить, что в соответствии с п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” разъяснено, что по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

В иных актах КС РФ (Постановление от 12 мая 2011 г. N 7-П, Определения от 7 декабря 2006 г. N 544-О, от 1 октября 2008 г. N 670-О-О, от 26 января 2010 г. N 124-О-О) разъяснено, что государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств.

По мнению О.Р. Михайловой, и с точки зрения теории налогов, и с точки зрения гражданского права взимание транспортного налога при физическом отсутствии транспортного средства невозможно. Тем не менее в настоящее время в качестве объекта транспортного налога, исходя из позиции ВАС РФ, имеет место высоковероятная презумпция: факт регистрации транспортного средства означает и факт физического наличия этого транспортного средства у налогоплательщика.

При этом лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, как правило, имеет возможность без несоразмерных затрат снять его с регистрации. В Определении КС РФ от 21 мая 2015 г. N 1035-О разъяснено, что федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.

Как следует из Определения КС РФ от 24 апреля 2018 г. N 1069-О, правовое регулирование предоставляет налогоплательщикам транспортного налога возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.

В Административном регламенте МВД РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (утв. Приказом МВД РФ от 21 декабря 2019 г. N 950) предусмотрена возможность прекращения государственного учета транспортного средства по заявлению прежнего владельца в случае неисполнения новым владельцем обязанности по внесению изменений в регистрационные данные (п. 133).

Однако, если по объективным причинам невозможно снятие с учета (хотя оно, разумно полагать, было бы осуществлено плательщиком), обязанность по уплате транспортного налога отсутствует (Определения ВС РФ от 17 февраля 2015 г. N 306-КГ14-5609, от 4 октября 2019 г. N 71-КА19-3).

Интересно
Достоверно установленный факт физического отсутствия предмета налога может стать основанием для вывода об отсутствии объекта налога: в Определениях ВС РФ от 20 сентября 2018 г. N 305-КГ18-9064 (процитировано в Обзоре судебной практики ВС РФ N 4 (2018), утв. Президиумом ВС РФ 26 декабря 2018 г.), от 24 октября 2018 г. N 305-КГ18-12600 постулируется, что право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.

Кроме того, следует отметить позицию ВАС РФ, выраженную в Постановлении Президиума от 7 июня 2012 г. N 14341/11: транспортные средства общества подлежат государственной регистрации в органах государственного технического надзора и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом. Уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога.

Данная позиция, в частности, не исключает и такого подхода: все основания постановки на учет и снятия с учета транспортных средств в виде закрытого перечня содержатся в вышеуказанных Правилах регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ. Если транспортное средство не поставлено на учет (снято с учета) при наличии (отсутствии) указанных оснований, для целей транспортного налога это не имеет правового значения.

Виды транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, хотя и подлежат регистрации, НК РФ предусматривает в п. 2 ст. 358 (в том числе автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано).

Налоговая база в соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ исчисляется различными способами в зависимости от вида транспортного средства (как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; как паспортная статическая тяга реактивного двигателя; как валовая вместимость; как единица транспортного средства).

Предельные налоговые ставки (возможные к снижению на региональном уровне) следуют из ст. 361 НК РФ. Так, в зависимости от мощности двигателя для легковых автомобилей они установлены до 150 руб/л.с.; для грузовых автомобилей – до 85 руб/л.с.; для мотоциклов и мотороллеров – до 50 руб/л.с. Для самолетов, вертолетов и иных воздушных судов, имеющих двигатели – до 25 руб/л.с. Кроме того, для регионального законодателя предусмотрены не только максимальные, но и минимальные ставки данного налога (а автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 л.с. можно вообще освободить от налога).

Соответственно, на региональном уровне установлены конкретные ставки налога. Так, в ст. 2 Закона г. Москвы “О транспортном налоге” для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. предусмотрена ставка 12 руб/л.с. В соответствии со ст. 6 Закона Нижегородской области “О транспортном налоге” для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 45 л.с. до 100 л.с. ставка составляет 22,5 руб/л.с. Таким образом, легковой автомобиль с мощностью двигателя 82 л.с., зарегистрированный в г. Москве, в общем случае будет облагаться годовым транспортным налогом в сумме 984 руб., а зарегистрированный в г. Н. Новгороде – 1 845 руб.

В п. 2 ст. 362 НК РФ введены повышающие коэффициенты для легковых автомобилей (минимальный размер: 1,1 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет; максимальный размер: 3 – в том числе в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет).

Какие именно автомобили являются “дорогими” и как именно исчисляется их средняя стоимость, определено в Перечнях легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, ежегодно (в течение текущего года) принимаемых Минпромторгом России (на 2019 год – Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде (2019 год) <1889>), а также в Приказе Минпромторга России от 28 февраля 2014 г. N 316 “Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации”.

Определенную проблему может представлять отнесение транспортного средства к одной из групп, выделенных в ст. 361 НК РФ, притом что от решения данного вопроса зависит размер налоговой ставки и, соответственно, налога. В частности, является актуальным вопрос отнесения некоторых автомобилей к грузовым (к легковым, к автобусам). Классический пример “проблемного” в этом аспекте автомобиля – УАЗ “буханка”.

В настоящее время принятые в России категории транспортных средств (для целей предоставления права на управление ими) определены в п. 1 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (A, B, C, D и др.). Но эти категории, указываемые в регистрационных документах, не всегда позволяют однозначно ответить на данный вопрос.

В частности, четкого нормативного определения терминов “легковой автомобиль”, “грузовой автомобиль” не имеется.
Интересно то, что для грузового автомобиля при определенной мощности двигателя ставка транспортного налога может быть меньше, чем для легкового автомобиля с такой же мощностью двигателя. По этой причине некоторые владельцы мощных автомобилей категории “B” типа “пикап” стремятся убедить налоговый орган в том, что их автомобиль является грузовым.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2007 г. N 5336/07 рассматривался вопрос налогообложения автомобилей с оборудованной на них спецтехникой (кранами, цистернами, подъемниками, бетоносмесителями, буровыми установками), а также спецмашин (пожарных, уборочных, автомастерских, топливозаправщиков и т.п.). Налогоплательщик настаивал на их отнесении к категории “другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу”, а налоговый орган – к категории “грузовые автомобили”.


Суд указал, что если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является “другим самоходным транспортным средством”, поименованным в пункте 1 ст. 361 НК РФ.

Транспортные средства, по поводу которых возник спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории “C”. Следовательно, при исчислении транспортного налога надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные региональным Законом о транспортном налоге для категории “грузовые автомобили”.

В итоге применительно к ст. 361 НК РФ автомобиль может быть грузовым, легковым либо автобусом. Представляется, что при определении типа транспортного средства необходимо руководствоваться паспортом транспортного средства. Если указанный документ не позволяет однозначно определить, к какой из категорий следует относить конкретный автомобиль, то, исходя из п. 7 ст. 3 НК РФ, следует применять наименьшую ставку из возможных.

Исходя из ряда актов КС РФ (в том числе Постановления от 2 декабря 2013 г. N 26-П; Определений от 14 декабря 2004 г. N 451-О и от 25 февраля 2016 г. N 329-О), с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание.

Следует, однако, заметить, что по отношению к некоторым видам облагаемых транспортных средств (в т.ч. водные, воздушные, а также иные транспортные средства, изначально предназначенные не для движения по дорогам (трактора, вездеходы), говорить об уровне воздействия на некие пути общего пользования затруднительно. По обоснованному мнению П.А. Попова, Н.Р. Хачатрян и М.Ф. Ивлиевой, воздушные пути в принципе невозможно износить.

Исчисляется транспортный налог (п. п. 1, 2 ст. 52, п. 1 ст. 362 НК РФ):

  • налогоплательщиками-организациями: самостоятельно;
  • налоговыми органами: для налогоплательщиков – физических лиц, с заблаговременным направлением плательщику налогового уведомления.

Поскольку для направления налогового уведомления налоговые органы должны обладать информацией о подлежащих налогообложению транспортных средствах и об их владельцах, п. 4 ст. 85 НК РФ устанавливает, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды (ст. 360 НК РФ).

К примеру, исходя из ст. 3 Закона г. Москвы “О транспортном налоге” отчетные периоды для налогоплательщиков – организаций не установлены; а в ст. 5 Закона Нижегородской области “О транспортном налоге” установлены.

Срок уплаты транспортного налога установлен:

  • для организаций: например, в соответствии со ст. 3 Закона г. Москвы “О транспортном налоге” – не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом; в соответствии со ст. 9 Закона Нижегородской области “О транспортном налоге”: уплата авансовых платежей по налогу производится в следующие сроки: а) за первый квартал – 30 апреля текущего налогового периода; б) за второй квартал – 31 июля текущего налогового периода; в) за третий квартал – 31 октября текущего налогового периода; по итогам налогового периода – 15 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • для физических лиц: не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Налоговая декларация по транспортному налогу представляется только организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ).

Интересно
На территориях субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены региональные налоговые льготы. Так, в силу подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы “О транспортном налоге” от уплаты налога освобождаются организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, – по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси).

В ст. 7 Закона Нижегородской области “О транспортном налоге” установлено, что для пенсионеров – владельцев мотоциклов и легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с., моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л.с. включительно – ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50%.

Примечательный пример следует из Определения ВС РФ от 19 апреля 2019 г. N 64-АПА19-2: является незаконным такое предоставление на региональном уровне налоговой льготы по транспортному налогу, которая могла быть использована только при условии управления соответствующим транспортным средством самим налогоплательщиком либо его супругой (супругом). Кроме прочих обстоятельств, можно усомниться в способах и эффективности контроля за подобной льготой со стороны налоговых органов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)