Модели зашиты от безработицы

Несмотря на общие тенденции в развитии систем защиты от безработицы, достаточно широко разнообразие национальных моделей. Применяются различные способы их классификации, как правило, базирующиеся на типологизации социальной политики в целом.

С определенной степенью условности можно выделить две базовые модели.

Первая характерна преимущественно для североамериканских стран, отличающихся^высокой динамичностью рынка труда (С Ш А, Канада), вторая—для большинства стран Западной Европы.

Отличительные черты первой либеральной модели:

  • дерегулирование рынка труда, жесткие условия предоставления материальной компенсации,
  • упор на повышение эффективности от вложенных средств при разработке и проведении активных и пассивных программ.

Основной акцент эта модель делает на снижении численности претендентов на государственную социальную помощь и, таким образом, сокращении бремени социальных расходов государства.

Существенно, что в соответствии с либеральным подходом в основе защиты от безработицы лежит принцип самопомощи, ориентирующий как безработных, так и занятых, находящихся под риском увольнения, на самостоятельный поиск работы.

Несмотря на то что роль службы занятости в рамках данной системы не отрицается, ей постоянно и в значительно большей степени, чем в условиях западноевропейской модели, приходится доказывать свою значимость и демонстрировать высочайшую адаптивность к технологическим новшествам.

Таким образом, в рамках первой модели безработица и меры, противодействующие ей, рассматриваются прежде всего с точки зрения экономических и финансовых потерь общества (государства, предприятий, налогоплательщиков). Поэтому система защиты от безработицы в этих странах более экономична, выбор активных и пассивных программ жестко увязан с их экономической отдачей.

Вторая социальная модель защиты от безработицы получила развитие во многих странах Западной Европы и характеризуется жестким, «зарегулированным» рынком труда в сочетании с достаточно щедрой системой материальной поддержки безработных.

Цель данной модели — плавная адаптация населения к переменам, происходящим на рынке труда, и возвращение в сферу оплачиваемой занятости безработных через участие в активных программах. Отличительной чертой рынков труда большинства западноевропейских стран является строгое законодательное регулирование рынка труда, направленное на обеспечение достойных условий занятости и защиту работника как более слабого партнера трудовых отношений.

Законодательные правила предоставления права на пособие по безработице, размер пособия и продолжительность его выплаты в западноевропейском варианте значительно мягче по сравнению с преимущественно либеральной моделью.

Размер страхового пособия по безработице, как правило, составляет 60% и более от среднего заработка, продолжительность выплаты варьирует по странам и по категориям безработных от 1 года до 5 лет.

При отсутствии или исчерпании права на страховые выплаты по безработице безработный становится объектом системы социального вспомоществования, но также может получать материальную помощь через систему службы занятости.

Комбинации различных характеристик действующих развитых систем защиты от безработицы позволили ОЭСР сделать вывод о «строгости» преимущественно либеральной системы и «щедрости» преимущественно социальной. Однако следует подчеркнуть, что вне зависимости от выбранной модели системы защиты от безработицы объем выделяемых на ее финансирование ресурсов остается значительным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)