Модель современного предпринимательства REWORK

Данная модель строится на креативности индустрии. Говоря о креативных индустриях как о секторе новой экономики, важно отметить, что одним из основных источников экономического роста и конкурентоспособности в современном мире является взаимодействие сферы культуры, искусства и сферы бизнеса. Культура и искусство необходимы бизнесу как источник креативности, – эта идея была высказана P. Drucker около 50-ти лет назад.

На настоящий момент ситуация не изменилась: многие теоретики придерживаются мнения, что искусство и бизнес – одни из самых значимых выразителей человеческого духа, которые имеют способность задействовать человеческие ресурсы в полной мере. Эти предположения подтверждаются в трудах авторитетного исследователя сфере креативных индустрий, R. Florida, который, в свою очередь, предлагает гипотезу о положительном влиянии креативности на региональный экономический рост (см. рис. 4.11).

Однако, стоит отметить, что концепт креативных индустрий включает в себя большее количество отраслей и видов экономической деятельности, чем индустрии культурные, несмотря на то, что в работах многих авторов эти понятия являются синонимами. Принципиальная разница между креативными и культурными индустриями заключается в том, что первичные ценности, которые продают эти индустрии различны.

Продуктом культурных индустрий является всё то, что производит коммуникацию в массовом воспроизводимом смысле, а также всё, что влияет на наше понимание мира.

Понятие креативных индустрий, в свою очередь, носит более размытый характер, что позволяет не только использовать этот термин в различных отраслях (архитектура, дизайн, индустрия моды, гастрономия, IT и т.д.), но также затрудняет очерчивание границ между самой индустрией и, например, промышленностью.

Модель современного предпринимательства REWORK

Также важно сказать, что креативные индустрии представляют собой один из эффективных способов модернизации сферы культуры и искусства путём её обновления или осмысливания в контексте конкретных ценностей, а также рефлексией на требования, выдвигаемые социокультурной реальностью; а бизнес, в свою очередь, выступает в качестве одного из ключевых участников креативной экономики (см. рис. 4.12).

Таким образом, креативная экономика в целом и креативные индустрии в частности представляют собой активно развивающиеся направления, которые в свою очередь тесно связаны со сферой бизнеса. Креативность играет одну из ключевых ролей в процессе экономического развития, способствуя активному развитию области исследований и разработок (R&D) и стимулируя тем самым инновационную активность, которая, в свою очередь, является главным драйвером экономического роста.

Во-вторых, в последнее десятилетие мы можем наблюдать увеличение спроса на товары и услуги, производимые сферой креативных индустрий, а также рост занятости в этих отраслях.

Модель современного предпринимательства REWORK

Несмотря на положительное влияние данной сферы на развитие экономики, общества и культуры, в России сложно говорить о творческих индустриях, как о новом секторе экономики ввиду сформировавшегося отраслевого понимания экономики как конкретных видов деятельности.

Вопросы развития креативных индустрий становятся всё более актуальны, однако для их решения требуются более сложные и нетривиальные подходы, включающие комплексные программы развития с учётом особенностей конкретных регионов. В марте 2014 года в рамках Всемирного конгресса предпринимателей в Москве прошел первый Всемирный саммит креативных индустрий, который был инициирован правительством города при участии представителей Министерства промышленности и торговли России, что продемонстрировало важность этого сектора экономики для государства в национальном масштабе.

Однако, несмотря на признание значения креативного сектора, на сегодняшний день существует огромный «пробел в определении правого поля деятельности творческих кластеров», отсутствуют четко разработанные законодательная база, правовые, финансовые и налоговые механизмы поддержки и развития творческих индустрий.

Среди других важных проблем можно выделить наличие устойчивой дихотомии между культурной и коммерческой сферой, недостаточное развитие малого и среднего бизнеса, неразвитую система защиты прав на интеллектуальную собственность, высокий уровень различных административных препятствий, отсутствие специалистов, обладающих нужными компетенциями в сфере креативных индустрий, недостаточный уровень предпринимательской грамотности креативного класса.

Все перечисленные выше проблемы вкупе со всеми положительными эффектами, которые даёт сфера креативных индустрий, являются стимулом для их развития. Стоит отметить, что в настоящий момент в России наблюдается подобная тенденция. Безусловно, тенденция развития прослеживается в большей степени в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточены арт- пространства, коворкинги, лофты, арт-кафе и другие формы креативных пространств.

В Санкт-Петербурге, например, ведётся активная проектная деятельность по преобразованию индустриальных площадей в современные креативные кластеры; создаются и укрепляются фестивальные традиции. Москва, в свою очередь, демонстрирует позитивный опыт партнерства государства, бизнеса и креативного сообщества как способа осуществления наиболее амбициозных и масштабных проектов.

Интересно
Между тем, регионы России также обладают уникальными ресурсами, способными стать основой для создания кластеров. В Ханты-Мансийске, в свою очередь, сформировался особенный, «консультативный» стиль неформального образования, подразумевающий подключение экспертов в качестве консультантов как для городских учреждений культуры, так и для частных проектов.

Обобщая всё вышесказанное, важно отметить, что развитие креативных индустрий в России происходит, главным образом, благодаря частной инициативе самих предпринимателей. Стоит отметить, что одной из важнейших ступеней для дальнейшего развития в этом направлении является образование будущих предпринимателей как источник для построения сетей и обеспечения нетворкинга, а также развития гибкости компетенций, необходимых в условиях широкого спектра существующих ограничений для роста и развития.

Это позволяет выделить в теме настоящего исследования вопросы изучения траекторий развития креативного предпринимательства:

  • изучить мотивацию людей к предпринимательской деятельности в сфере креативных индустрий, при этом выделив роль системы образования;
  • выявить форматы и способы приобретения необходимых компетенций для осуществления предпринимательской деятельности в сфере креативных индустрий.

Рассмотрев теорию креативных индустрий, хотелось бы обратиться к рассмотрению вопроса о предпринимательстве в сфере креативных индустрий, или другими словами, креативном предпринимательстве, представляющем собой экономическую деятельность, направленную на производство товаров и услуг, несущих культурную ценность.

Таким образом, можно констатировать, что креативное предпринимательство является особенным видом деятельности, занимаясь которым недостаточно быть лишь увлечённым профессионалом в сфере творчества. Креативные индустрии с различными формами организации, огромным количеством малых компаний и стартапов, требуют от предпринимателя наличия особых компетенций, знаний и навыков, развитие которых возможно через образовательный процесс.

В то время как дискурс в сфере креативных индустрий в целом и креативного предпринимательства в частности активно продолжается, вопрос об эффективности обучения предпринимательству в сфере креативных индустрий остаётся открытым.

Критериями эффективности образовательного процесса могут стать ответы на два вопроса: насколько удовлетворены учащиеся их академическим, карьерным и личностным развитием, и в какой мере образовательные программы нацелены на потребности студентов в траектории их профессионального развития.

Несмотря на относительно короткую историю развития сферы креативных индустрий, в последние годы происходит активное внедрение и расширение практик обучения креативному предпринимательству по всему миру. Исследователи выделяют три основных проблемы, возникающих при составлении программ обучения креативных предпринимателей.

Первая проблема касается преподавателей и непосредственно учёных, чья деятельность направлена на разработку образовательных программ, и заключается она в многообразии определений самой концепции креативного предпринимательства. Вторая сложность состоит в том, что необходимо изучить и в дальнейшем учитывать весь широкий спектр творческих профессий, выявляя различные потребности развития и продвижения предпринимательских идей в рамках определённого направления творческого развития. И, наконец, третья проблема заключается в разработке и внедрении образовательных подходов и моделей, которые могут в перспективе удовлетворить потребности будущих креативных предпринимателей.

Также важно отметить, продукт креативных индустрий имеет кроткий жизненный цикл, зависящий от трендов и модных тенденций, что создаёт дополнительные сложности для университетов, которые находятся в активном поиске путей для коммерциализации ненаучных креативных исследований.

Следствием этого является то, что процессы производства, маркетинга, дистрибьюции компаний либо постоянно находятся в процессе развития, либо продукт компании априори становится невостребованным. Данная особенность сферы креативных индустрий аналогична проблеме высших учебных заведений, где внутренние бюрократические структуры отвечают за процесс принятия решений, который, в свою очередь, занимает очень много времени (дольше, чем у коммерческих аналогов). Таким образом, в реальной жизни получается, что уровень необходимых учебных программ в высших учебных заведениях зачастую не соответствует требованиям рынка, и как следствие, студенты в процессе обучения не овладевают необходимыми знаниями и навыками.

V.Pollard и E.Wilson установили пять различных, но взаимосвязанных целей обучения креативному предпринимательству:

  • развить способность мыслить творчески, стратегически, аналитически; и научиться рефлексировать.
  • развить уверенность в своих способностях;
  • развить навыки, необходимые для эффективного сотрудничества;
  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки;
  • понимать специфику работы в сфере творческих индустрий.

C.Leadbetter в своей статье отмечает важность установления программ сотрудничества между высшими учебными заведениями и сферой креативной экономики. Учитывая тот факт, что в сфере креативных индустрий преобладают стартапы, малые фирмы и фриланс, высшие учебные заведения выступают в качестве важнейшего ресурса для построения инфраструктуры с целью развития креативной экономики и взаимодействия с представителями креативного бизнеса.

Особый интерес для данной работы представляют реальные мировые практики обучения креативному предпринимательству на базе структурного подразделения ВУЗа, или же с использованием его ресурсов.

Центры и лаборатории творческого предпринимательства, бизнес-инкубаторы, тренинги, конкурсы, мастер-классы, форумы, стажировки и непосредственно сами образовательные программы, – всё это лишь малая часть тех возможностей, которыми обладает университет как региональная ресурсообразующая организация.

Среди основных важных для креативного предпринимателя компетенций можно отметить те, что связаны с оценкой свей деятельности в терминах экономической эффективности.

Креативный предприниматель способен:

  • выявлять данные, необходимые для решения поставленных управленческих и предпринимательских задач;
  • руководить и организовывать работу;
  • находить и оценивать новые рыночные возможности;
  • формировать и оценивать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания нового бизнеса;
  • использовать современные менеджериальные технологии и разрабатывать новые для повышения эффективности деятельности организации;
  • порождать принципиально новые идеи и продукты;
  • владеть специальными методами, которые позволили бы ему системно подходить к анализу проблемной ситуации;
  • уметь прогнозировать последствия действий, находить инновационные решения на основе анализа закономерностей развития конкретной предметной области.

Немаловажным становится тот факт, что многие предприниматели в сфере креативных индустрий осознают недостаток определённых навыков на стадии разработки бизнес- плана и запуска стартапа. Вообще разнообразие бизнес-моделей в сфере креативных индустрий лежит в отрезке между оплатой расходов за счет спонсоров и меценатов (реклама, благотворительность) и за счет конечного потребителя.

Это обуславливает необходимость понимания работы с широким кругом заинтересованных лиц (компаний, органов власти, сообществ, меценатов и многих других), а не только выделения и работы конечного потребителя. Эти знания возможно получить в том числе через инфраструктуру поддержки, созданную на базе университета (консалтинг, партнёрские программы и прочее).

Кроме того, необходимым становится понимание контекста развития креативных индустрий, структуры рынка и основных тенденций. С одной стороны, сюда можно отнести региональную специфику (культурное наследие области, города), а с другой – глобальную ориентированность сервисов и бизнесов в сфере креативных индустрий.

Подключение предпринимателей к ведению реальных проектов также является одним из приоритетных направлений. Стартапы, безусловно, обеспечивают мощный стимул для развития индустрии, однако, поиск моделей в целях поддержания уже существующих проектов может стать новым перспективным ресурсом. Образовательным организациям можно предложить несколько направлений деятельности с целью научно- исследовательского и прикладного сопровождения креативных индустрий.

Первой траекторией развития может являться создание на базе своих структурных подразделений различных инфраструктур (центров креативного предпринимательства, бизнес-инкубаторов), которые будут оказывать консалтинговую поддержку компаниям в сфере творческих индустрий, в том числе проводить исследования рынка, оказывать профессиональные консультации, предоставлять партнёрскую сеть, ресурсное обеспечение и коворкинг.

Во-вторых, перспективным направлением развития является разработка и внедрение инновационных междисциплинарных программ с использованием наиболее успешных практик обучения креативному предпринимательству – менторство, проектные команды и экспериментальное обучение. Также, учитывая столь повышенный интерес, важно отметить, что в данном направлении начали работать не только университеты, но и креативные площадки, которые реализуют образовательные программы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)