Миссия и стратегия учреждения культуры

Процесс планирования непосредственно связан с формированием таких элементов стратегического выбора, как миссия и стратегия. Миссия – это генеральная цель организации, определяющая смысл ее существования, тогда как стратегия предполагает набор действий, определяющий линию поведения организации на долгосрочный период.

Для эффективной работы учреждения культуры большое значение имеют правильно поставленные цели существования организации и задачи, т.е. ближайшие, привязанные к срокам результаты, которых организация планирует добиться в своей деятельности.

Цель и задачи деятельности учреждения культуры должны быть тесно связаны с его миссией и стратегией. Все эти элементы можно отнести к стратегическому планированию учреждения культуры.

В стратегическом планировании особое место занимает обоснование миссии. Именно миссия и основные цели культурной деятельности «задают» прочим стратегическим элементам необходимые параметры и характеристики.

Миссия представляет собой главную, магистральную цель учреждения культуры, ради которого оно существует. Миссия характеризует основные виды деятельности организации, помогает сосре-доточиться на целях деятельности учреждения культуры, а также позволяет сформировать для внешней среды понятный образ учреждения.

Миссия оправдывает статус учреждения, поясняет необходимость тех или иных направлений деятельности, актуализирует принятие решений в управлении, реализацию социокультурных проектов, программ и т.д.

Обозначенная учреждением миссия становится основой для стратегического планирования своей деятельности, а также для выработки тактических шагов по реализации плановых задач.

В миссии раскрывается смысл и назначение организации, подчеркивается ее уникальность. По мнению специалистов, в формулировке миссии должны быть включены шесть элементов:

‒ ценности и убеждения;

‒ производимая продукция или потребности, которые будут удовлетворены;

‒ характер рынка;

‒ способы выхода на рынок;

стратегические принципы развития и финансирования организации.

В миссии важным является также и сама формулировка, которая должна быть ясной, четкой и краткой, но, одновременно, задавать направление развития организации.

Миссия учреждений в социокультурной сфере определяется общими стратегическими целями, характеризующимися формированием и развитием человека. В центре социокультурной деятельности находится личность, ее духовное развитие, раскрытие творческого потенциала, личностного сознания и поведения, способность к социальной адаптации, защиты от социальных потрясений.

Вместе с тем каждое учреждение культуры имеет и свои индивидуальные задачи и функции, которые определяют их миссию. Все они чаще всего связаны с удовлетворением потребности общества в культурных услугах (театральных, библиотечных, музейных и т.д.). Смысл определения миссии сводится к конкретизации и углублению тех задач, которые характерны для каждого учреждения культуры. Миссия как бы «задает» всю деятельность учреждения культуры.

Как отмечают исследователи, в социокультурной сфере существует несколько разных групп учреждений и организаций, отличающихся, в целом, по характеристикам культурных процессов, по формам поведения аудитории, хотя внутри них существует множество градаций этих характеристик:

Заявляя о своей миссии, учреждение культуры кратко информирует о целях деятельности, определяет принципы, которыми оно руководствуется при ее достижении. Важно, чтобы в формировании миссии принимали участие все сотрудники учреждения культуры, по-скольку деятельность каждого из них может быть рассмотрена как вклад в реализацию миссии учреждения.

Грамотно сформулированная миссия становится центральной идеей учреждения культуры, проникает на все уровни деятельности, к каждому сотруднику, повышая его мотивацию и степень его вовлеченности в общее дело.

Стратегия – это ключевое направление деятельности организаций, учреждений. Можно также сказать, что стратегия представляет собой прогноз.

Стратегия происходит от греческого слова strategia, обозначающего искусство ведения войны, термина, который древние греки использовали для описания подвигов своих наиболее именитых военачальников.

В Оксфордском словаре английского языка стратегия определена как «искусство главнокомандующего; искусство планировать и направлять крупные операции военной кампании». В результате стратегия означает определенный инструмент, позволяющий людям, у которых есть цель, достигать ее эффективными способами.

Стратегия разрабатывается посредством: оценки и анализа внешней среды организации, диагностического анализа внутренней среды организации, разработки и анализа стратегических альтернатив, выбора наиболее предпочтительного варианта стратегии, оценки стратегии соотносительно миссии и главной цели организации, реализации стратегии в форме программы, плана.

Стратегические цели организации в большей степени относятся к деятельности ее в целом, а не к ее отдельным секторам, структурам, отделам и другим подразделениям.

Роль стратегии велика для определения стержня развития и сферы культуры в целом (на уровне государства, региона), и каждого конкретного учреждения культуры. Стратегия является тем оружием, с помощью которого организация может противостоять меняющимся условиям среды, «выживать» в условиях нестабильности.

Стратегические цели учреждений культуры тесно связаны с выполнением ими социальных целей (воспитание, духовное развитие, раскрытие творческого потенциала личности и т.д.), и с этим связано отличие их стратегий от стратегий коммерческих фирм. Показатель прибыли весьма важен для коммерческих организаций.

Тогда как не-коммерческие учреждения, каковых в сфере культуры большинство, не выдвигают в качестве основной цель получения прибыли. Между тем иные аспекты стратегических целей могут иметь место в деятельности самых разных фирм, организаций, учреждений: внедрение инновационных форм работы, эффективность использования ресурсов, управленческой деятельности, характеристика социального капитала и принципы работы с персоналом, наличие социально ответственных действий (решение проблем культуры, экологии, детства и т.д.).

В соответствии со стратегией в учреждениях культуры разрабатываются и стратегические планы (на 3–5 лет), определяющие действия, которые учреждения планируют предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения ресурсов, творческого потенциала и т.д.

Стратегическое планирование носит непрерывный характер: пересматривается и уточняется миссия, ставятся новые цели, разрабатываются новые планы. Данные действия пред-принимаются в соответствии с тем, что требования внешней среды могут измениться (экономические, демографические, социальные, политические условия), как и структура внутренней среды учреждения (кадровый состав, способы финансирования, наличие материальных ресурсов и т.д.).

С понятием «стратегия» тесно связано и понятие «тактика». Тактика – это система мер по реализации стратегии в определенные промежутки времени хозяйственной деятельности организации. Назначение тактики в оперативном управлении по достижению целей организации в определенный период времени.

Тактическими целями в учреждениях культуры является пред-восхищение тех результатов, которых должны добиться отделы, секторы и другие подразделения. Ответственность за достижение целей и деятельность, связанную с этим, несут менеджеры культуры среднего звена. Тактика, в целом, является важнейшим фактором достижения стратегических целей учреждения культуры.

Поэтому реализация каждой из тактических целей приближает к осуществлению заявлен-ной стратегической цели. Чаще всего тактическим целям служит ежегодное планирование, а также планирование отделов и секторов в учреждениях культуры.

Разработка тактических способов достижения целей должна быть произведена в соответствии с процедурой согласования между разными звеньями культурной деятельности. Согласование планов подразделений в контексте тактических целей всего учреждения дает возможность формирования тактического плана всего учреждения культуры.

Между тем перейти от общей формулировки миссии к отдельным планам работы, к задачам культурной деятельности помогает определение конкретных целей. Установление целей является действием, предваряющим процесс планирования в любой организации.

Цели устанавливаются на основе миссии, с учетом позиции учреждения в сфере культуры, макроусловий деятельности и прочих факторов. Цели учреждения культуры в целом отражают желаемое состояние, которое следует достичь в ходе использования имеющихся ресурсов (кадровых, интеллектуальных, символических, творческих, материальных и т.д).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)