Методы в товароведении
В товароведении применяются две группы методов: научного познания и практической товароведной деятельности.
Классификация методов, применяемых в товароведении, показана на рис.
Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения — товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические, или экспериментальные, и аналитические методы научного познания.
Эмпирические — методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров.
В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук эмпирические методы подразделяются на: квалиметрические (количественные, измерительные) и органолептические.
Квалиметрический (измерительный) метод — метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый с помощью технических средств измерений.
К квалиметрическим методам относятся физические, физико-химические, химические, биологические.
Разновидностями физических, физико-химических и химических методов исследования являются хромотографические, спектрофотометрические, фотоколориметрические, реологические, рефрактометрические и др., которые используются для научных исследований характеристик товаров, а также для сертификационных испытаний.
Рис. Классификация методов, применяемых в товароведении (по М.А. Николаевой и О.А. Васнецовой)
Аналитические методы — методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части и наоборот. К ним относятся описанные выше методы анализа и синтеза.
Изучение таких сложных и многочисленных объектов, как товары, невозможно без использования аналитических методов.
Рассмотрение товара как совокупности отдельных характеристик (ассортиментной, качественной и количественной) базируется на аналитических методах, которые подразделяются на две подгруппы: методы управления научным познанием и методы систематизации.
К методам управления научным познанием относятся: методы анализа, диагностики, прогнозирования, программирования и планирования.
Анализ качества товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами. В результате применения аналитических методов становится возможным научное описание основных признаков, характеризующих изучаемые товары, а также диагностика причин возникновения различных дефектов, товарных потерь.
Распознавание признаков, определяющих ассортиментную принадлежность товаров, признаков количественных и качественных изменений товаров при хранении имеет существенное значение в товароведении.
Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий, сроков хранения и т. п. Использование методов прогнозирования — одно из актуальных и перспективных направлений развития товароведения.
Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют определить последовательность действий специалистов по обеспечению надлежащих характеристик товара или рационального товародвижения.
В результате применения указанных аналитических методов становится возможным дальнейшее планирование научного познания товаров.
Систематизация — метод упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке.
Этот метод, наряду с эмпирическим, находит самое широкое применение. Ведь многочисленные результаты экспериментов необходимо обработать и представить в удобном для анализа виде.
При этом прибегают к соответствующим методам систематизации. Основополагающие методы систематизации — идентификация, классификация, обобщение (группировка) и кодирование.
Идентификация — метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим. Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой.
Группировка — метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп.
Обобщению предшествует деление целого на отдельные его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.
Применение все этих методов будет подробно рассмотрено в соответствующих раздела учебника при проведении товароведческого и маркетингового анализа.
- Управление комплексом маркетинговых коммуникаций
- Выбор схемы логистики
- Выбор стратегии продвижения нового препарата на рынке
- Создание лекарственного средства
- Разработка бизнес-планов
- Составление планов научных исследований
- Особенности стратегического планирования
- Анализ и интерпретация маркетинговых данных
- Изучение взаимодействия спроса и предложения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу