Методы в товароведении

В товароведении применяются две группы методов: научного познания и практической товароведной деятельности.

Классификация методов, применяемых в товароведении, показана на рис.

Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения — товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические, или экспериментальные, и аналитические методы научного познания.

Эмпирические — методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров.

В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук эмпирические методы подразделяются на: квалиметрические (количественные, измерительные) и органолептические.

Квалиметрический (измерительный) метод — метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый с помощью технических средств измерений.

К квалиметрическим методам относятся физические, физико-химические, химические, биологические.

Разновидностями физических, физико-химических и химических методов исследования являются хромотографические, спектрофотометрические, фотоколориметрические, реологические, рефрактометрические и др., которые используются для научных исследований характеристик товаров, а также для сертификационных испытаний.

Органолептический (сенсорный) метод, — метод определения качества с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценке качества товаров этот метод, имеющий физиолого-психологические основы, получил самое широкое распространение.

Рис. Классификация методов, применяемых в товароведении (по М.А. Николаевой и О.А. Васнецовой)

Аналитические методы — методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части и наоборот. К ним относятся описанные выше методы анализа и синтеза.

Изучение таких сложных и многочисленных объектов, как товары, невозможно без использования аналитических методов.

Рассмотрение товара как совокупности отдельных характеристик (ассортиментной, качественной и количественной) базируется на аналитических методах, которые подразделяются на две подгруппы: методы управления научным познанием и методы систематизации.

К методам управления научным познанием относятся: методы анализа, диагностики, прогнозирования, программирования и планирования.

Анализ качества товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами. В результате применения аналитических методов становится возможным научное описание основных признаков, характеризующих изучаемые товары, а также диагностика причин возникновения различных дефектов, товарных потерь.

Распознавание признаков, определяющих ассортиментную принадлежность товаров, признаков количественных и качественных изменений товаров при хранении имеет существенное значение в товароведении.

Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий, сроков хранения и т. п. Использование методов прогнозирования — одно из актуальных и перспективных направлений развития товароведения.

Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют определить последовательность действий специалистов по обеспечению надлежащих характеристик товара или рационального товародвижения.

В результате применения указанных аналитических методов становится возможным дальнейшее планирование научного познания товаров.

Систематизация — метод упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке.

Этот метод, наряду с эмпирическим, находит самое широкое применение. Ведь многочисленные результаты экспериментов необходимо обработать и представить в удобном для анализа виде.

При этом прибегают к соответствующим методам систематизации. Основополагающие методы систематизации — идентификация, классификация, обобщение (группировка) и кодирование.

Идентификация — метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим. Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой.

Группировка — метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп.

Обобщению предшествует деление целого на отдельные его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.

Применение все этих методов будет подробно рассмотрено в соответствующих раздела учебника при проведении товароведческого и маркетингового анализа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)