Методы расчета себестоимости к основы системы учета затрат
Себестоимость продукции — денежное выражение издержек предприятия, его текущие расходы на производство и реализацию продукции.
Расчет себестоимости делением затрат
Если предприятие производит всего лишь один продукт (однопродуктовое производство), то все затраты относят на этот продукт. В данном случае произвести расчет себестоимости достаточно просто по следующей формуле:
Пример:
Объем производства — 18 тыс. единиц товара.
Производственные мощности рассчитаны на 25 тыс. единиц товара.
Затраты на сырье — 178 тыс. рублей.
Заработная плата — 200 тыс. рублей.
Постоянные затраты — 250 тыс. рублей.
Перераспределительный метод
В случае с однопродуктовым производством все просто и ясно. Но как вычислить себестоимость, если предприятие выпускает несколько видов продукции? Некоторые виды затрат легко могут быть идентифицированы с конкретным продуктом или производственным процессом, однако большая часть расходов менее специфична. Для управления косвенными расходами их связывают с центрами затрат.
Центр затрат — подразделение, функция или единица оборудования, в отношении которых затраты могут быть конкретизированы и отнесены на единицы затрат для целей контроля и управления.
Центры затрат могут представлять собой филиалы, подразделения, кассы или просто ассортимент изделий. Возможная организационная структура и центры затрат представлены на рис. 8.2.
Как уже было сказано, некоторые затраты могут быть непосредственно связаны с центром затрат и распределены на него. Однако некоторые виды затрат нельзя распределить без предварительного разделения по нескольким центрам затрат. Например, затраты на содержание большой парковки рядом с одним из магазинов предприятия не могут быть отнесены на какой-то один отдел магазина, поэтому затраты должны быть распределены между всеми отделами. В этом случае мы говорим, что они распределяются пропорционально.
Пропорциональное распределение затрат — это разбивка затрат между двумя или более центрами затрат.
Последовательность пропорционального распределения затрат:
- составляют общую калькуляцию всех затрат на производство, управление и обслуживание;
- определяют прямые затраты, связанные только с данным центром затрат;
- из общих совокупных затрат вычитают прямые затраты и получают сумму косвенных затрат, которые должны быть распределены между различными центрами затрат.
Рассмотрим пример, где в качестве центра затрат будет выпуск продукта. Пример: предприятие выпускает четыре вида продукции, данные о которых приведены в таблице.
Общие затраты по предпроизводственной калькуляции составили 2000 тыс. рублей. Общие косвенные затраты:
Перераспределяем затраты. Процент, добавленный к общим прямым затратам, составит:
Определяем себестоимость единицы продукции: Себестоимость продукта 1 = 360 + 360 х 58,7% = 571,3 руб.
Себестоимость продукта 2 = 410 + 410 х 58,7% = 650,7 руб.
Себестоимость продукта 3 = 210 + 210 х 58,7% = 333,3 руб.
Себестоимость продукта 4 = 280 + 280 х 58,7% = 444,4 руб.
Прямая производственная рентабельность
Данная система учета затрат была создана непосредственно для нужд розничной торговли. До 1990-х гг. в торговле решения о ценах и об ассортименте товаров принимались преимущественно на основе валовой маржи. Причиной этого были трудоемкость и капиталоемкость отслеживания прочих затрат и связывания их непосредствен- но с продаваемыми продуктами.
С расширением использования интегрированных компьютерных систем в розничной торговле стало возможно накапливать и обрабатывать большие массивы информации о затратах и продажах, о временных и пространственных перемещениях продуктов и материалов, а также о поставщиках.
В рамках системы прямой производственной прибыли вместо валовой маржи при выработке решений используют прямые производственные затраты (ППЗ). ППЗ устанавливаются путем распределения всех элементов затрат, которые могут быть прямо идентифицированы с конкретным продуктом, например, затраты на погрузочно-разгрузочные работы и эксплуатацию складского помещения, на использование витринного пространства и доставку.
Прямая производственная прибыль — индивидуальный вклад, сделанный продуктом в общую прибыль после того, как были учтены все затраты, связанные с продуктом. Полученная информация используется для принятия тактических маркетинговых решений, направленных на максимизацию прибыльности каждой серии продуктов. Это осуществляется с помощью учета как объема продаж, так и прямой производственной прибыли, показанной на дереве решений (см. рис. 8.3.).
С помощью данного дерева можно проследить все стадии цепочки снабжения продуктом и выбрать наилучший вариант для каждого отдельного продукта.
Методы ценообразования
В литературе, как правило, выделяют следующие группы методов ценообразования:
- цены, в основу которых положены общие издержки плюс прибыль;
- цены, ориентированные на условия конкуренции;
- цены, ориентированные на потребителя;
- цены, основанные на равновесии спроса и предложения.
- Социально-культурная сегментация, или сегментация по стилю жизни
- Социально-демографическая, или описательная, сегментация
- Определение сегментов
- Отбор переменных сегментирования
- Отбор баз сегментирования
- Выбор целевых сегментов
- Этапы построения карты позиционирования
- Позиционирование товара на рынке
- Многоуровневая модель Ш. Кошера
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу