Методы профессиографических исследований

Научное описание профессии предполагает анализ как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интегральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта труда.

В профессиографии используется множество разнообразных методов:

  • социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);
  • психологические (беседа, наблюдение, эксперимент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности и др.);
  • физиологические (регистрация ЭКГ, КГР, измерение артериального давления, антропометрических и технических данных) ;
  • описание технологических процессов и др.

Из всего многообразия методов необходимо выбрать те, которые позволяют с минимальными затратами времени, сил и средств получить достоверные ответы на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании.

При разработке комплекса методов роль системообразующего фактора играет цель исследования. Если профессиографическое исследование проводится для разработки инженерно-психологических мероприятий по оптимизации и гуманизации машинного звена эргатической системы, то в центре внимания будут оценка габаритов рабочего поста, его организация, структура информационной модели, строение и эксплуатация органов управления, вопросы обслуживания и ремонтопригодности, типичные отказы техники, внештатные и аварийные ситуации из-за конструктивно-производственных дефектов или ошибочных действий персонала.

Разрабатывая профессиограммы для профориентации, большое внимание уделяют общей профессиографической и социально-психологической характеристике профессии. Достаточно подробно исследуются условия труда как технико-технологические, так и социально-психологические. Важное направление исследований – оценка профессионально важных качеств личности, профессионально значимых черт характера, общих и специальных способностей, психофизиологических свойств работника.

При разработке профессиограмм в целях профориентации и профотбора особенно важны психодиагностические исследования. Остальные исследования приобретают значение для определения условий, в которых предстоит учиться и работать учащимся, студентам профессиональных учебных заведений, лицам, принимаемым на работу. Однако и они важны, так как без знания конкретных производственных обязанностей и условий труда нельзя организовать профориентацию, профотбор и определить профпригодность кандидата для работы.

Следующее направление профессиографических исследований – изучение условий и режима труда в целях профилактики переутомления, монотонии, других неблагоприятных состояний, борьбы с травматизмом, снижения заболеваемости.

Основная цель исследований – изучение условий и режима труда и диагностика в этой связи нормальных и патологических состояний, а также реакций личности на профессиональную среду и деятельность. В данный комплекс входят профессиографические методики: гигиенические, медицинские, психологические и физиологические. Подбирая методики в соответствии с выбранной иерархией целей (системой приоритетов), следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии.

Выполнению этого требования помогает использование схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:

  • общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;
  • описание конкретных рабочих мест; психологический анализ деятельности на конкретном рабочем месте;
  • психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений;
  • пооперационный анализ трудовой деятельности;
  • фотография рабочего дня, хронометраж;
  • изучение индивидуального стиля деятельности;
  • анализ ошибочных действий;
  • оценка санитарно-гигиенических условий труда;
  • динамика работоспособности за смену, неделю, более длительный период.

Профессиограммы имеют различное содержание в зависимости от тех целей, для которых они составляются. Основываясь на принципах системного анализа и изучении профессиографической литературы, можно разработать обобщенную схему профессиограммы.

При определении содержания профессиограммы нужно учитывать нормативно-параметрическое описание труда, морфологическое и функциональное строение деятельности, профессионально ориентированную структуру деятельности, условия труда, профессиональные противопоказания и ограничения. Формализованная схема профессиограммы.

Социальная и профессиологическая характеристика профессии:

  1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.
  2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.
  3. Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы).
  4. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе.
  5. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний и выше среднего в регионе).
  6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей.
  7. Необходимое образование.
  8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры.
  9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким кругом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т. д.).
  10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда.
  11. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.
  12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и другие обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)