Методы обучения и их выбор

Таким образом, хорошее обучение требует индивидуального подхода к потребностям каждого сотрудника. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки. Приемы и методы обучения, используемые для выпускников школ и институтов, могут быть совершенно непригодны для людей пожилого возраста.

Например, многие руководящие работники, сами поощряющие инициативу выбора
наиболее подходящего метода обучения, обнаруживают, «что им самим очень трудно избавиться от сложившихся стереотипов.

Они действительно искренне верят, что обучение может
происходить только на основе прослушивания лекций специалистов. И это будет происходить до
тех пор, пока кто-то не откроет им глаза на то, что существуют намного более разнообразные и
эффективные подходы к обучению».

Если основываться на принятой в мировой практике классификации методов обучения, то все их следует разделить на:

(а) методы обучения, применяемые входе выполнения работы,

(б) методы обучения вне рабочего места (должностных обязанностей) и

(в) методы, которые в равной степени подходят для любого из этих двух вариантов.

Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной
работой в обычной рабочей ситуации. Такое обучение может осуществляться в различных формах.

Определяющим признаком здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для данной организации и только для ее сотрудников. Обучение в стенах организации может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения  конкретных потребностей в обучении сотрудников Вашей организации и в стенах Вашей организации.

Обучение вне работы включает все виды обучения за пределами самой работы. Такое обучение
проводится внешними учебными структурами и, как правило, вне стен организации.

Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации
может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других  организациях или учебных заведениях.

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того
или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.

Большинство перечисленных выше методов могут быть скомбинированы между собой. К
сочетанию этих двух методов можно отнести брифинги, программируемое обучение, лекции, обучение с помощью компьютера, практические занятия, дистанционное обучение и т.п.

Хотя развитие техники в перспективе будет оказывать все большее влияние на процессы
обучения, оно вряд ли сможет полностью исключить личные контакты человека с человеком. Это еще раз подчеркивает важность роли руководства в процессе подготовки персонала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)